Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Экономическая сущность категории цены

свободные - прейскурантные

┌────┴────┐

Горизонтальные - вертикальные

┌───┴────┐

твердые - лимитные

┌────┴───┐

Минимальные максимальные

Рисунок 4 - Классификация цен в зависимости от целей применения

Обычные цены определяют на основе договоров. Более сложными являются такие цены, которые определяют посредством базисных цен. В таком случае переговоры, конкурсы на бирже и т.п. определяют базисную цену, к которой существуют наценки и скидки в зависимости от многих факторов. Базисную цену могут указывать в качестве фиксированной в прейскуранте. На её основе определяют продажную цену с учетом наценок и скидок в зависимости от обстоятельств. «Горизонтальные» цены представляют собой цены, по которым производитель продаёт товар своим непосредственным контрагентам. «Вертикальные» цены - система цен, установленная сверху донизу, т.е. от производителя до розницы, а также система скидок для всех агентов. Такие цены могут быть твёрдыми, а могут быть и лимитными - устанавливать нижний или верхний предел.

Многообразие цен привело к многообразию терминологии и способов их упорядочения, схем. В частности, основные типы цен можно показать следующей схемой (см. рис. 5).

Цены

┌─────┴────┐

на материальные ресурсы - на услуги (тарифы)

┌─────┴────┐

оптовые - розничные

┌─────┴────┐

закупочные - на промтовары

┌─────┴────┐

Производственные отпускные

(на товары народного

потребления)

Рисунок 5 - Основные типы цен

Ориентация ценообразования может быть обусловлена различными факторами (см. рис. 6).

При прямой ориентации цен на затраты рассчитывают себестоимость и затем определяют размер прибыли. При обратной калькуляции идут от цен. Потребительская ориентация ценообразования состоит в определении той цены, которую потребитель готов заплатить за товар. Соответственно определяют и разные способы ориентации на конкурентов.

Ориентация ценообразования

┌─────────────┼───────────┐

на затраты на потребителей на конкурентов

┌─────┴────┐ ┌──────┴─────┐

Прямая обратная приспособление - последовательное

к рыночной цене

┌───┴────┐

занижение цен - завышение цен

Рисунок 6 - Ориентация ценообразования

Долгие десятилетия наша экономика работала в условиях директивного, планового ценообразования, когда цены назначались сверху. Единственно возможным путём перехода к рыночной экономике являлся полный и сознательный отказ от директивного ценообразования и переход к системе свободных рыночных цен с частичным их регулированием со стороны правительства. В этом варианте кардинально поменялись место и роль цен в управлении экономикой, а так же выполняемые ценой функции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 

Другие заметки >>>

Теории спроса на деньги
Под рынком денег в макроэкономике понимается совокупность отношений между банковской системой, создающей платежные средства, и теми, кто предъявляет спрос на них. Понятие рынка ...

Управление производственным предприятием
Согласно заданию целью данного курсового проекта является определение экономической целесообразности перехода на выпуск нового вида продукции, ориентируясь на показатели рентаб ...

Все права защищены www.econclub.ru