Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Экономическая сущность категории цены

свободные - прейскурантные

┌────┴────┐

Горизонтальные - вертикальные

┌───┴────┐

твердые - лимитные

┌────┴───┐

Минимальные максимальные

Рисунок 4 - Классификация цен в зависимости от целей применения

Обычные цены определяют на основе договоров. Более сложными являются такие цены, которые определяют посредством базисных цен. В таком случае переговоры, конкурсы на бирже и т.п. определяют базисную цену, к которой существуют наценки и скидки в зависимости от многих факторов. Базисную цену могут указывать в качестве фиксированной в прейскуранте. На её основе определяют продажную цену с учетом наценок и скидок в зависимости от обстоятельств. «Горизонтальные» цены представляют собой цены, по которым производитель продаёт товар своим непосредственным контрагентам. «Вертикальные» цены - система цен, установленная сверху донизу, т.е. от производителя до розницы, а также система скидок для всех агентов. Такие цены могут быть твёрдыми, а могут быть и лимитными - устанавливать нижний или верхний предел.

Многообразие цен привело к многообразию терминологии и способов их упорядочения, схем. В частности, основные типы цен можно показать следующей схемой (см. рис. 5).

Цены

┌─────┴────┐

на материальные ресурсы - на услуги (тарифы)

┌─────┴────┐

оптовые - розничные

┌─────┴────┐

закупочные - на промтовары

┌─────┴────┐

Производственные отпускные

(на товары народного

потребления)

Рисунок 5 - Основные типы цен

Ориентация ценообразования может быть обусловлена различными факторами (см. рис. 6).

При прямой ориентации цен на затраты рассчитывают себестоимость и затем определяют размер прибыли. При обратной калькуляции идут от цен. Потребительская ориентация ценообразования состоит в определении той цены, которую потребитель готов заплатить за товар. Соответственно определяют и разные способы ориентации на конкурентов.

Ориентация ценообразования

┌─────────────┼───────────┐

на затраты на потребителей на конкурентов

┌─────┴────┐ ┌──────┴─────┐

Прямая обратная приспособление - последовательное

к рыночной цене

┌───┴────┐

занижение цен - завышение цен

Рисунок 6 - Ориентация ценообразования

Долгие десятилетия наша экономика работала в условиях директивного, планового ценообразования, когда цены назначались сверху. Единственно возможным путём перехода к рыночной экономике являлся полный и сознательный отказ от директивного ценообразования и переход к системе свободных рыночных цен с частичным их регулированием со стороны правительства. В этом варианте кардинально поменялись место и роль цен в управлении экономикой, а так же выполняемые ценой функции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 

Другие заметки >>>

Характеристика деятельности глиноземного цеха
Объектом прохождения практики является глиноземный цех ОАО «БАЗ-СУАЛ». Целью второй производственной (экономической) практики является закрепление, расширение, углубление и ...

Характеристика ОАО ММЗ
Обеспеченность и эффективность использования основных и оборотных средств ...

Все права защищены www.econclub.ru