Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Экономическая сущность категории цены

Цена есть экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.

Высокая цена означает, что вещь дорогая и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако такое простейшее определение не даёт в руки ключ к пониманию, какой должна быть цена, как она зарождается, как действует ценовой механизм.

В условиях рыночной экономики понятие «цена» имеет множество трактовок.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цена - это денежное выражение стоимости товара. Стоимость - это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям и интенсивности труда.

Считается, что цена - это посредник при обмене товаров на деньги, важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства, инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения, главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп, это орудие конкурентной борьбы .

В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифицируются по видам и разновидностям.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.

В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:

оптовые цены на продукцию промышленности (оптовые цены предприятия, оптовые (отпускные) цены промышленности);

розничные цены;

закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

тарифы грузового и пассажирского транспорта;

цены на строительную продукцию (сметная стоимость, прейскурантная, договорная цена);

тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;

цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые на продукцию промышленности - это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий любых форм собственности в порядке оптового оборота.

Розничная цена - это цена, по которым товар приходит к конечному потребителю, то есть реализуется в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую надбавку. При этом торговая надбавка представляет собой сумму издержек и прибыли торговой организации и НДС с них.

Закупочные цены - это цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам. Закупочные цены - договорные, устанавливаются по соглашению сторон.

Цены на строительную продукцию бывают трех видов: сметная стоимость, прейскурантная, договорная цена.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта - это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и пассажиров.

Тарифы на оказываемые населению платные услуги - это плата, взимаемая за предоставленные услуги.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, используется при экспорте и импорте товаров. На их уровень значительное влияние оказывают мировые цены.

На новые товары формируются в зависимости от целей ценообразования цены, используемые в маркетинге:

цена «снятия сливок»;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие заметки >>>

Анализ прибыли и рентабельности предприятия ООО Феникс
Прибыль - это одна из важнейших и самых сложных экономических категорий, занимающая одно из центральных мест среди инструментов управления экономикой. В настоящее время в усло ...

Теоретические и практические аспекты эффективности чисто-конкурентных фирм и неэффективность монополий
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограниче ...

Все права защищены www.econclub.ru