Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Экономическая сущность категории цены

Цена есть экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.

Высокая цена означает, что вещь дорогая и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако такое простейшее определение не даёт в руки ключ к пониманию, какой должна быть цена, как она зарождается, как действует ценовой механизм.

В условиях рыночной экономики понятие «цена» имеет множество трактовок.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цена - это денежное выражение стоимости товара. Стоимость - это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям и интенсивности труда.

Считается, что цена - это посредник при обмене товаров на деньги, важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства, инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения, главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп, это орудие конкурентной борьбы .

В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифицируются по видам и разновидностям.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.

В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:

оптовые цены на продукцию промышленности (оптовые цены предприятия, оптовые (отпускные) цены промышленности);

розничные цены;

закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

тарифы грузового и пассажирского транспорта;

цены на строительную продукцию (сметная стоимость, прейскурантная, договорная цена);

тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;

цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые на продукцию промышленности - это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий любых форм собственности в порядке оптового оборота.

Розничная цена - это цена, по которым товар приходит к конечному потребителю, то есть реализуется в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую надбавку. При этом торговая надбавка представляет собой сумму издержек и прибыли торговой организации и НДС с них.

Закупочные цены - это цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам. Закупочные цены - договорные, устанавливаются по соглашению сторон.

Цены на строительную продукцию бывают трех видов: сметная стоимость, прейскурантная, договорная цена.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта - это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и пассажиров.

Тарифы на оказываемые населению платные услуги - это плата, взимаемая за предоставленные услуги.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, используется при экспорте и импорте товаров. На их уровень значительное влияние оказывают мировые цены.

На новые товары формируются в зависимости от целей ценообразования цены, используемые в маркетинге:

цена «снятия сливок»;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие заметки >>>

Ценообразование в туризме
Туристский бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедоб ...

Характеристика деятельности глиноземного цеха
Объектом прохождения практики является глиноземный цех ОАО «БАЗ-СУАЛ». Целью второй производственной (экономической) практики является закрепление, расширение, углубление и ...

Все права защищены www.econclub.ru