Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Необходимость создания стратегических запасов нефти

энергетический нефтяной промышленность недра

Создание российского резерва нефти является важной стратегической задачей. К такому выводу пришли участники круглого стола, осенью 2002 г. в Центре стратегических разработок РФ. Об интересе к заявленной теме - "Национальные нефтяные резервы: мировой опыт и российские перспективы" может свидетельствовать состав присутствовавших на нем участников - от представителей администрации президента, Совета национальной безопасности РФ и правительства до руководителей научно-исследовательских институтов и крупнейших российских нефтяных компаний.

Кроме того, формирование на территории РФ стратегического топливного резерва может рассматриваться как важный компонент сотрудничества двух стран в области энергетики. В ходе прошедших в конце июля 2002 г. в Москве заседаний совместной двусторонней рабочей группы было отмечено, что формирование у нас в стране нефтяного резерва будет способствовать стабилизации мировых и внутренних цен на энергоресурсы. С американской стороны при этом выражена полная готовность в предоставлении информационных материалов и технических рекомендации по созданию необходимой транспортной инфраструктуры и последующему контролю за использованием этого резерва.

Идея формирования российского государственного нефтяного резерва (ГНР) перекликается с недавними инициативами ЕС по созданию дополнительных стратегических запасов нефти и газа европейских стран. В середине сентября 2002 г. на заседании Европейской комиссии по энергии и транспорту была рассмотрена программа реорганизации стратегических резервов топлива в странах ЕС и система мер на случай возникновения нового острого топливного кризиса. Программа предполагает увеличение всех имеющихся запасов энергоносителей, а также дополнительное создание европейского резерва природного газа.

Европейская комиссия пришла к выводу, что создание объединенных топливных резервов поможет странам Евросоюза благополучно выйти из возможных новых энергетических кризисов, которые могут сопровождаться резкими скачками цен на нефть.

В настоящее время страны ЕС импортируют до 70% необходимой им нефти и 40% газа, а к 2020 г. эти показатели могут превысить соответственно 90% и 70%. План комиссии предусматривает, что все страны - члены ЕС к 2007 г. создадут стратегические резервы нефти, необходимые для обеспечения минимальной потребности в топливе в течение 120 дней. Одна треть этих запасов, обеспечивающая текущее потребление примерно на 40 дней, должна пойти на формирование совместного резерва европейских стран. Реализация такого плана может создать дополнительный спрос и обеспечить рост внешнеторговых доходов России, являющейся одним из главных экспортеров топливного сырья в Европу.

Вместе с тем при разумной организации государственного регулирования энергетических отраслей ГНР уже сейчас мог бы выполнять ряд полезных функций - его можно было бы рассматривать в качестве дополнительного регулятора, облегчающего приспособление российской нефтяной промышленности к постоянно меняющимся мировым ценам. Его источником может быть нефть, скупаемая государством в периоды низких мировых цен у тех экспортеров, для которых продажа на мировом рынке по сложившимся ценам становится убыточной. Внутренние закупочные цены при этом могли бы являться предметом переговоров, с возможными обязательствами государства об отчислении производителю части прибыли при реализации этой нефти в периоды более выгодной конъюнктуры нефтяного рынка. Помимо достижения чисто коммерческих целей повышения средней нормы прибыли и снижения ценовых потерь добывающих компаний, создание ГНР может предотвратить закрытие в ситуации низких цен множества малопродуктивных скважин, приводящее к необратимым потерям в недрах значительного количества нефти.

При этом необходимо понимать, что эффективное использование стратегических запасов требует четкого формулирования российских национальных долгосрочных интересов в данной сфере и создания достаточно гибкой системы соответствующего государственного регулирования, с учетом интересов не только федеральных ведомств и госпредприятий, но и частных нефтедобывающих компаний и торговых операторов. Как свидетельствует опыт США (создавших самых крупный в мире стратегический нефтяной резерв), эффективное управление за его использованием требует сочетания быстрого принятия оперативных решений президентом страны и одновременного многостороннего контроля его состояния со стороны различных независимых ветвей государственной власти. Все это предполагает разработку работоспособной законодательной базы для обеспечения успешного функционирования всех механизмов государственного регулирования в данной сфере. Практические же операции по обслуживанию нефтяного резерва целесообразно осуществлять силами независимых коммерческих подрядчиков при распределении соответствующих государственных контрактов на конкурсной основе. Кроме основного стратегического резерва желательно также создание его региональных филиалов, приуроченных к наиболее крупным зонам топливного потребления, специализированных резервов отдельных видов нефтепродуктов, а также стабилизационных резервных фондов для оптимизации биржевой торговли. В настоящее время в мировой практике используются следующие виды топливно-энергетических резервов различного назначения:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие заметки >>>

Анализ конкурентных преимуществ организации, пути их достижения и развития
Эффективное экономическое развитие предполагает производство и реализацию продукцию на рынке по цене и качеству, удовлетворяющим как производителя, так и потребителя. Ключевым ...

Формы и системы оплаты труда на предприятии ЧП Автостеклышко
Рассмотрим проблему, существующую с тех пор, как появился наемный труд: каким образом лучше его оплачивать. Основные, традиционные формы заработной платы - повременная и сдель ...

Все права защищены www.econclub.ru