Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Государственная политика в области управления энергосбережением, энергетическая эффективность

Одна из приоритетных задач энергетической стратегии России - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития. Решение именно этой задачи позволит гарантировать при прогнозируемых темпах роста устойчивое обеспечение населения и экономики страны энергоносителями.

Современная экономика России энергорасточительна. Существующий потенциал энергосбережения составляет 40-45% текущего объема энергопотребления в стране, или 360-430 млн. т.у.т., причем треть этого потенциала сосредоточена в отраслях ТЭК, другая треть - в энергоемких отраслях промышленности и строительстве, свыше четверти - в жилищно-коммунальном хозяйстве, 6-7% - на транспорте, 4-5% - в бюджетной сфере и 3% в сельском хозяйстве.

Структурная перестройка экономики позволит сэкономить не менее 2/3 ожидаемого прироста потребления энергоресурсов, который произошел бы в отсутствие структурных

изменений в экономике. Наряду с использованием позитивной роли структурных тенденций предусматривается проведение целенаправленной энергосберегающей политики (табл. 1).

Таблица 1 - Экономия энергии

Год

Всего, млн т.у.т.

В том числе электроэнергия, млрд кВт×ч

2005 2010 2015 2020

30-55* 105-140 185-200 300-420

20-40* 60-130 130-230 190-300

Низкая энергетическая эффективность российской экономики может, при определенных условиях, стать тормозом и даже ограничителем социально-экономического развития страны, проявить себя как фактор, угрожающий энергетической безопасности и формирующий угрозу экономической безопасности государства. Это требует качественных трансформаций в сфере повышения эффективности использования энергоресурсов, т.е. в энергосбережении.

Энергетическая эффективность может быть обеспечена путем осуществления оптимальной ценовой политики и реформирования электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства, внедрения эффективных энергосберегающих технологий, а также организационных мер более рационального использования энергоресурсов.

При реализации технологического потенциала энергосбережения выделяются три категории энергосберегающих мероприятий:

малозатратные мероприятия, которые сводятся к наведению порядка при использовании топлива и энергии (устранение потерь энергоносителей при транспорте и хранении, соблюдение энергоэкономичных технологичных режимов, замена энергооборудования избыточной мощности, оснащение потребителей счетчиками энергоносителей и т.п.);

капиталоемкие мероприятия, требующие значительных целевых инвестиций и осуществляемые только если эффект от энергосбережения в приемлемые сроки окупит затраты на их реализацию;

сопутствующие мероприятия, выполняемые в процессе технического перевооружения отраслей экономики, когда энергосбережение является сопутствующим фактором; к ним относится также изменение структуры используемых материалов, технологий и конечных продуктов.

До 20% потенциала энергосбережения, что эквивалентно 70-85 млн. т.у.т. в год, можно реализовать при затратах до 15 долл. за 1 т.у.т. На энергосберегающие мероприятия стоимостью свыше 60 долл. за 1 т.у.т. приходится лишь около 15% потенциала энергосбережения.

Реализация государственной политики России в области управления энергосбережением будет базироваться на подходах, которые позволили бы создать экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективном использовании имеющегося потенциала энергосбережения, прежде всего, за счет инвестирования энергосберегающих проектов.

В условиях, когда основные производственные фонды большинства отраслей по своему состоянию устарели и приблизились к критическому уровню, важнейшее значение приобретает широкомасштабное внедрение энергоэффективных общепромышленных инновационных технических решений. При этом главными рычагами государственного воздействия на капиталовложения в энергосбережение являются налоговая, таможенная и ценовая политика, а также возвратное финансирование энергосберегающих проектов на начальной стадии в течение 2-3 лет в рамках реализации программ энергоэффективности.

Задача состоит в том, чтобы за счет целенаправленной государственной политики создать устойчивую и эффективную систему заинтересованности потребителей энергоресурсов в инвестировании в энергосбережение, обеспечив более привлекательные условия для вложения капитала в эту сферу деятельности, снизив возможные финансово-экономические риски. Также необходима сбалансированная и разумная тарифная политика.

Другие заметки >>>

Формы и системы оплаты труда на предприятии ЧП Автостеклышко
Рассмотрим проблему, существующую с тех пор, как появился наемный труд: каким образом лучше его оплачивать. Основные, традиционные формы заработной платы - повременная и сдель ...

Трудовые ресурсы и резервы их рационального использования на предприятии
Формирование трудовых ресурсов и их использование в разных отраслях экономики имеют свои особенности. В сельском хозяйстве с развитием производительных сил, научно-технического ...

Все права защищены www.econclub.ru