Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Характеристика транспортного комплекса и внешних экономических связей России

Транспортный комплекс России:

в хозяйственной системе любой страны транспорт имеет очень важное значение: с его помощью осуществляется связь между отдельными отраслями хозяйства страны, внутриэкономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи.

На транспорте в России занято около 8,7% общего числа ЭАН, его доля в ВВП страны 11,4%. Все данные по транспорту за 2011 год.

Основные виды транспорта РФ - ж/д, морской, автомобильный, речной, воздушный, трубопроводный. Они образуют единую транспортную сеть страны.

Формирование транспортной сети определяется:

1) развитием и размещением хозяйства;

2) размещением городских поселений;

3) направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей;

4) расположением крупных курортных и туристических объектов.

Густота основных транспортных линей - на 1000 км2: ж/д - 8,9 км, внутренних судоходных - 49 км, автомобильных с твердым покрытием - 280 км, магистральных трубопроводов - 13,1 км.

Значение каждого вида транспорта определяется его долей в общем грузо- и пассажирообороте.

Железнодорожный транспорт:

по общей протяженности ж/д - 83,0 тыс. км РФ занимает 2 место в мире, после США, это примерно 7,6% ж/д мира. 50,6% из них электрифицировано. Наибольший уровень развития и густота характерны для ж/д европейской части, где они имеют радиальный характер с центром схождения в Москве. В азиатской части ж/д сеть менее развита и ее конфигурация имеет широтное направление:

· Транссибирская магистраль - от Челябинска до Владивостока;

· Южно-Сибирская;

· Средне-Сибирская;

· Байкало-Амурская (от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, общая длина почти 3145 км);

· единственная меридиональная магистраль - Уренгой-Нижневартовск-Сургут-Тобольск-Тюмень, соединяет нефтяные промыслы Западной Сибири с Транссибирской магистралью.

Ж/д самый важный вид транспорта в России, его доля в грузообороте около 43,3% (2 место) и в пассажирообороте - 36,4% (1 место).

Морской транспорт:

доля в грузообороте - 9,0% (3 место), но в пассажирообороте - 0,01%. На его долю приходится 50% грузооборота в международном сообщении России.

После распада СССР в России осталось 8 судоходных компаний, 37 портов, общей мощностью более 210 млн. т, при потребности не менее 270 млн. т/год. Существующие порты могут пропускать лишь 62% российских грузов (95% каботажных и 60% международных), поэтому Россия использует порты сопредельных морских государств - Украины, Литвы, Латвии, Эстонии. Это ведет к ежегодным потерям примерно в $900,0 млн.

Средний возраст судов 17 лет, 60% из них не имеют права по экологическим причинам заходить в крупные международные порты, 60% российских портов мелководны и не могут принимать крупные морские суда.

Основные морские бассейны страны и их важнейшие порты:

1) Балтийский: С-П, Выборг, Калининград, Балтийск;

2) Дальневосточный: Ванино, Находка, Владивосток;

3) Азово-Черноморский: Новороссийск (единственный нефтеналивной порт), Туапсе, Сочи;

4) Каспийский: Астрахань, Махачкала;

5) Северный: Мурманск (за полярным кругом, но не замерзает весь год).

Речной транспорт:

внутренние судоходные пути имеют длину около 101,0 тыс. км. Удельный вес в грузообороте - 1,2%, в пассажирообороте - 0,14%.

% грузооборота речного флота приходится на Волжско-Камский бассейн. В европейской части существует единая водная система, благодаря каналам: Волго-Донскому, Волго-Балтскому, Беломоро-Балтийскому, поэтому, находясь в центре материковой части, Москва является портом 5 морей. Важными транспортными реками европейской части являются: Сухона, Северная Двина, ее притоки - Нева и Онега.

Исключительное значение имеют реки азиатской части, т.к. часто являются вообще единственным транспортным путем, но они замерзают на 6-7 месяцев в году. Важнейшие транспортные артерии здесь - Амур, Обь, Лена, Енисей. Порты на Енисее - Дудинка и Игарка доступны даже для морских судов.

Автомобильный транспорт:

длина а/д - 903 тыс. км (с твердым покрытием - 711 тыс. км). Для минимального удовлетворения социально-экономических потребностей необходимо не менее 1,5 млн. км дорог. Доля в грузообороте - 4,5%, в пассажирообороте - 30,2%. По уровню обеспеченности автодорогами территорию страны можно разделить на 3 зоны:

· Европейская зона - с относительно развитой сетью, плотность дорог - 100 км на 1000 км или 1 м на 1 га;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие заметки >>>

Факторы экономического роста
Важность изучения проблемы экономического роста состоит в том, что экономический рост является основой увеличения благосостояния, а анализ факторов, его определяющих, позволяе ...

Формы и системы оплаты труда на предприятии ЧП Автостеклышко
Рассмотрим проблему, существующую с тех пор, как появился наемный труд: каким образом лучше его оплачивать. Основные, традиционные формы заработной платы - повременная и сдель ...

Все права защищены www.econclub.ru