Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Показатели рентабельности

прибыль производственный себестоимость рентабельность

Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Прибыль является абсолютным показателем, характеризующим экономический эффект, но с ее помощью невозможно оценить уровень (степень) эффективности деятельности предприятия. Для определения уровня эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты. Для этого используются показатели рентабельности. [14]

Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения показателей рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют степень его прибыльности, уровень доходности, или соотношение доходов на единицу расходов.

Показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций. Общая формула расчета рентабельности:

где П - прибыль организации;

V - показатель по отношению к которому рассчитывается рентабельность.

В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности предприятия могут использоваться:

· прибыль от продажи (реализации) продукции;

· прибыль до налогообложения;

· чистая прибыль.

В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего применяются показатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли.

В знаменателе могут использоваться такие показатели как:

· активы (или капитал) предприятия;

· собственный капитал;

· текущие активы;

· основные производственные средства;

· производственные средства;

· себестоимость проданной продукции.

Использование такого обширного состава показателей и их сочетаний для расчета рентабельности в аналитической работе отображает сложность финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

С помощью каких бы показателей не рассчитывалась рентабельность, ее увеличение означает повышение эффективности использования ресурсов и, опосредованно, улучшение финансового состояния предприятия. Рост отмеченных показателей в динамике является положительной тенденцией экономического и финансового развития предприятия. [6]

Основными путями повышения рентабельности на предприятии являются:

· снижение затрат на производство и реализацию продукции;

· наращивание объемов производства продукции;

· рост цен на продукцию в результате улучшения ее качества и повышения технического уровня продукции;

· совершенствования структуры и улучшения использования основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств;

· совершенствование структуры капитала и источников его формирования;

· повышение уровня организации производства и управления и др.

В условиях развитых рыночных отношений значительно расширяется сфера применения показателей рентабельности для оценки различных сфер деятельности предприятий. Существует несколько десятков видов и способов расчета рентабельности, различных по задачам и содержанию используемых исходных показателей прибыли и затрат.

В качестве основных показателей рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях используются следующие коэффициенты, которые достаточно полно характеризуют эффективность деятельности предприятия:

· рентабельность продукции;

· рентабельность производства;

· рентабельность реализации (продаж);

· рентабельность собственных средств (капитала);

· рентабельность основных производственных фондов;

· рентабельность активов.

Рассмотрим содержание и методы расчета указанных показателей рентабельности.

Рентабельность изделий (или рентабельность продукции) определяется в процентах как отношение прибыли, полученной от реализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу (т.е., к полной себестоимости этой продукции). Показатели рентабельности продукции характеризуют прибыльность различных видов продукции и всего объема продукции, и тем самым не только определяют эффективность использования ресурсов предприятия, но и служат отправной точкой в процессе ценообразования. [3]

Рентабельность производства является относительным показателем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат производственных ресурсов.

Перейти на страницу: 1 2

Другие заметки >>>

Уровень жизни и его показатели
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит на ...

Теоретические и практические аспекты эффективности чисто-конкурентных фирм и неэффективность монополий
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограниче ...

Все права защищены www.econclub.ru