Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Основные характеристики экономики отсталого региона

Согласно имеющегося мирового экономического опыта государство с федеративным устройством может сохранять экономический и политический суверенитет и эффективно развиваться, если оно строит свою экономическую политику так, чтобы в процессе её претворения реализовывался эффект синергизма - результат взаимоувязанной и взаимообусловливающей деятельности всех регионов.

Этот эффект всегда больше суммы результатов при их невзаимообусловливающей деятельности. При этом важным условием реализации эффекта синергизма является также незначительный уровень различий в социально-экономическом развитии. Указанный эффект определяет базу экономической мощи и политической состоятельности государства. Если он незначителен, появляются неизбежные противоречия, связанные с такими несоответствующими рыночной экономике отношениями, как бюджетное доннорство и реципиентность, превышение которыми порогов экономической безопасности чревато угрозой даже потери целостности федерального государства.

На самом деле Россия в настоящее время состоит из 87 регионов, 63 из которых являются проблемными (дотационными) и только 24 - стабильно развивающихся. Все проблемные регионы называют еще депрессивными. Но такие депрессивные регионы, как, например, Ставропольская область и Республика Дагестан, это большая разница. Когда говорят "депрессивный" регион, то это понимается как временное состояние - стадия кризиса. Может для Ставропольского края это так и есть. Что касается Дагестана, то это не депрессивный, а экономически отсталый и хронически отстающий в экономическом развитии регион. Или, иначе говоря, это регион с экономикой периферийного характера, то есть регион по уровню экономического развития удаленный не только от уровня развития динамичных регионов, но и от среднего уровня по стране. ВВП на душу населения в Дагестане ниже, чем, например, в Чукотском АО в тридцать раз; по качеству жизни находится в последней десятке всех регионов России.

Для приближения таких регионов как Дагестан хотя бы к среднему уровню развития по стране необходима не просто какая-то стратегия, а стратегия прорыва.

В разработке такой стратегии необходим совершенно иной подход, чем тот, который сегодня фактически практикуется на основе ныне действующих установок по составлению стратегических программ, регламентируемых в кабинетах власти страны вопреки имеющимся формальному и легитимному нормативно-правовому акту - Концепции государственной политики России, предусматривающая сбалансированное развитие социально-экономического развития субъектов Федерации на основе сокращения различий в уровнях их социально-экономического развития. Эти установки, во-первых, в соответствии с фактически действующей так называемой концепцией "полюсов развития" предусматривают ныне стабильным регионам закрепление стабильности и динамичности дальнейшего развития, а проблемным регионам ещё большее отставание в развитии. Во-вторых, указанные установки не учитывают состояние и специфику регионов и в методическом плане неоправданно едины как для стабильных, так и для проблемных регионов.

Для Дагестана, как для экономически отсталого региона, необходимы иные целевые установки и критерии развития. Они должны быть направлены, прежде всего, на преодоление тех негативов, которые определяют республику экономически отсталым регионом. Главный из этих негативов - неполная и неэффективная трудовая занятость населения. Поэтому главным количественным критериальным показателем развития в стратегии для Дагестана должен быть не показатель ВВП на душу населения, как это предусматривается в настоящее время для всех без исключения регионов, а показатель роста полноты включения в процесс общественного производства всей экономически активной части населения на основе использования передовых технологий во всех сферах деятельности. Рост ВВП в этом случае будет производным, то есть следственным результатом и, разумеется, весьма значимым в ряду оценочных показателей роста результативности реализации полноты обеспечения занятости населения. В соответствие с этим приоритетным показателем могут быть интерпретированы и все другие ныне используемые показатели, отражающие различные стороны развития. Так, потребность в инвестициях может быть определена как инвестиционная емкость региона, рассчитанная как сумма произведений потребности в рабочих местах на стоимость этих мест во всех отраслях хозяйства региона.

Перейти на страницу: 1 2

Другие заметки >>>

Теоретическая основа расчета себестоимости
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию, так как именно на предприятии создаётся продукция, ...

Фискальная политика государства
Фискальная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расход ...

Все права защищены www.econclub.ru