Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Понятие и сущность конкурентоспособности организации в современных условиях

Совершенная (свободная) конкуренция в экономике разных стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия, которые охватывают отраслевые рынки, и возникает монополистическая (несовершенная) конкуренция. Она, в отличие от совершенной конкуренции, ограничена влиянием монополий и государства. Основными моделями несовершенной конкуренции являются: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Понятием противоположным конкуренции является монополия. При монополии на рынке имеется только один продавец и множество покупателей. Монополист, как единственный производитель данного товара находится в очень выгодном положении. Он может свободно повышать цену товара, не беспокоясь о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, могли бы захватить рынок [13, с. 38-43].

Монополистическая конкуренция означает, что в отрасли множество конкурентов, которые предлагают похожую, но не одинаковую продукцию. Эта дифференциация продукта позволяет закрепить положение каждого производителя на рынке, что обуславливает его положение как монополиста и позволяет влиять на цену.

Олигополия означает, что в отрасли существует более одного, но ограниченное число конкурентов, что делает олигополистов зависимыми друг от друга в конкурентной стратегии. Результатом является стремление к заключению различных сговоров о ценах, рынках сбыта и использование неценовых методов конкурентной борьбы.

Главные формы проявления конкуренции - ценовая и неценовая. Эти две формы не только сосуществуют и проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют. Научно-технический прогресс создает широкие возможности для неценовой конкуренции: неизмеримо расширив технико-технологический потенциал производства, он обеспечивает масштабную модификацию и дифференциацию существующих продуктов, создание новых. Под его воздействием появились предпосылки для быстрого повышения качества сервиса, ведения рекламы и совершенствования в целом системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

В соответствии с территориальным охватом обычно выделяют конкуренцию в пределах района страны, всей страны, региона, мира в целом. Исторически конкуренция вместе с рынком первоначально развивалась в отдельных районах и, перерастая их рамки, постепенно приобретала национальный и международный характер. Достигнув общемировых масштабов, конкуренция задает обратные импульсы конкуренции на местах в пределах стран, неизмеримо расширяя возможные пространственные рамки ее проявления, посылая ей мощные импульсы для усиления, устанавливая единые «стандарты поведения», которые формируются общемировыми условиями.

Сегодня существует множество определений понятия «конкурентоспособность предприятия». Так, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури трактуют конкурентоспособность организации как выраженную компетентность в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности привлекать и сохранять клиентуру, обеспечивает сохранение лидирующих позиций в экономике и поддержание повышающихся жизненных стандартов [13, с.123].

В.Лунев рассматривает конкурентоспособность в качестве «философии» работы предприятия в условиях рынка, ориентирующегося на понимание нужд потребителей и тенденций их развития, знание поведения возможностей конкурентов, состояния и тенденций развития рынка, окружающей среды и ее тенденций, на умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы последний предпочел его товару конкурента [12, с.57].

А.Г. Дементьева дает определение конкурентоспособности компании как «способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках» [4, с.64].

А.С. Бычкова под конкурентоспособностью организации понимает потенциальную и реальную возможность создавать и относительно длительное время реализовывать свои товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках [3, с.23].

В.Г. Золотогоров выделяет следующие ключевые параметры при определении конкурентоспособности организации - обладание организацией преимуществ (экономических, технических, организационных) перед конкурентами, которые обеспечивают снижение затрат, повышение качества, возможность обновления, расширения производства, устойчивую долю рынка и, следовательно, возможность получать более высокие доходы. Чем выше конкурентоспособность, тем больше возможностей по расширению объема продаж и росту прибылей [7, с.257].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие заметки >>>

Функции государства в рыночной экономике
Государство, как ни когда имеет высокий статус, так как это лицо страны, представляющее свои и интересы общества перед другими странами мира. К понятию государства можно мн ...

Управление производственным предприятием
Согласно заданию целью данного курсового проекта является определение экономической целесообразности перехода на выпуск нового вида продукции, ориентируясь на показатели рентаб ...

Все права защищены www.econclub.ru