Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Понятие и сущность конкурентоспособности организации в современных условиях

Конкурентоспособность организаций - это способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своим соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары. В такой конкурентной борьбе, за овладением рынками, организации для привлечение покупателей используют рекламу, снижение цен, повышение качества продукции, оказание допродажных и послепродажных услуг.

Конкурентоспособность означает степень преимущества продукта на рынке по сравнению с другими, конкурирующими продуктами, аналогичного назначения [4, c. 125].

Конкурентное преимущество - это эксклюзивная ценность, которой обладает организация и которая дает ей превосходство перед конкурентами [12, c. 232].

Т. Питере и Б. Уотермен сформулировали общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

. Близость предприятия к клиенту.

. Создание автономии и творческой атмосферы в организации.

. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

. Умение твердо стоять на своем,

. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.

. Умение, быть одновременно мягким и жестким. Держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятий.

Главными направлениями обеспечения конкурентного преимущества организации являются: концентрация ресурсов фирмы для упреждения действий конкурентов, удерживание инициативы в конкурентной борьбе, обеспечение ресурсного потенциала для достижения поставленных целей, разработка гибкой системы планирования деятельности фирмы на рынке путем обоснования эффективной стратегии взаимодействия с конкурентами.

Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты), является существенным фактором климата, или конкурентной ситуации, на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.

Превосходство оценивается относительным, сравнительным состоянием, положением организации по отношению к конкуренту, занимающему наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Оно может быть внешним и внутренним.

Конкурентное преимущество является внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют «ценность для покупателя» ввиду сокращения издержек или повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает рыночную силу фирмы, т. е. способность фирмы заставить рынок принять цену товара, более высокую, чем у приоритетных (самых опасных) конкурентов, не обеспечивающих соответствующего отличительного качества.

Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает «ценность для изготовителя» и меньшую себестоимость, чем у конкурента. Это преимущество может создаваться благодаря проведению стратегии доминирования по издержкам за счет внедрения организационного и производственного нововведения фирмы.

Сложность, многоаспектность конкуренции как экономического явления находит отражение в многообразии форм и методов ее проявления.

По родовому признаку конкуренция подразделяется на свободную (совершенную) и монополистическую (несовершенную). Превращение натурального хозяйства в товарное обусловило появление конкуренции, которая усиливалась по мере увеличения зависимости товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары.

Следовательно, свободная (совершенная) конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Ее характерные черты: наличие большого числа небольших предприятий, производящих одинаковый товар, полная информированность продавцов и покупателей о ситуации на рынке, отсутствие сговора между продавцами и возможности влиять на цену.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие заметки >>>

Теневая экономика в РФ
В настоящее время теневая экономика является предметом активного изучения учеными, экономистами. Ей посвящено значительное число научных работ и публикаций. Правда, единое, об ...

Сущность и специфика инфляции, антиинфляционная политика в России
Актуальность данной темы, обусловленная тем, что инфляция стала одной из центральных проблем для России в ходе социально-экономических преобразований, которая и сегодня остает ...

Все права защищены www.econclub.ru