Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Устойчиво-депрессивный регион - Республика Калмыкия

С начала рыночных реформ Калмыкия существенно утратила свои позиции в инвестиционной сфере, как в масштабе Южного федерального округа, так и в общероссийских сопоставлениях. Сложившийся в Республике характер инвестиционной активности можно охарактеризовать как бюджетозависимый, реализуемый по минимально-допустимому остаточному принципу и слабо ориентированной на реальную модернизацию и развитие региональной экономики.

Возможности регионального бюджета позитивно влиять на развитие экономики при этом крайне малы. Основные «точки роста» экономики (животноводство, сфера обращения, в первую очередь торговля, обрабатывающая промышленность) функционируют либо в рамках традиционной специализации, либо под воздействием финансовых «вливаний» из бюджета РФ.

Декларируемые приоритеты модернизации региональной экономики при этом слабо подкрепляются инструментами государственного стимулирования, что консервирует устойчиво-депрессивный тип хозяйственного развития. На этом фоне как позитивный можно оценить наработанный в Республике опыт ряда последних лет по поддержке таких значимых для диверсификации региональной экономики и, одновременно, периферийных сфер как перерабатывающая промышленность.

Разворачивающийся с лета 2010 года глобальный финансовый кризис оказывает фундаментальное воздействие на динамику как макро-, так и мезоэкономических систем, включая и экономику Республики Калмыкия. Кризис обострил противоречие между ограниченностью бюджетных ресурсов РФ (особенно в среднесрочной перспективе) и потребностью наращивания государственной координации мезоэкономики в условиях углубляющейся асимметрии и дезинтеграции.

Под воздействием рецессии регулятивно-стимулирующий потенциал воздействия на хозяйственные процессы государства начал сокращаться.

Нарастающий дефицит федеральных бюджетных ресурсов в кратко- и среднесрочной перспективе будет проецироваться на сферу межбюджетных отношений (инициируя дальнейшее перераспределение доходов в пользу Федерального бюджета), сократит инвестиционный потенциал региональных бюджетов. В условиях пролонгированного экономического кризиса устойчиво-депрессивные территории в конечном итоге окажутся в ещё большем отрыве от регионов - социально-экономических лидеров, проявят ещё большие признаки депрессивности и хозяйственной отсталости.

В данном контексте необходима реализация комплекса мер по «удержанию» финансово-инвестиционных ресурсов в высокопроблемных депрессивных регионах. Столь же важным видится создание режима наибольшего благоприятствования для инвестиций в индустриальную (требующую более масштабных инвестиций с более продолжительной окупаемостью чем, к примеру, торговля, различного рода услуги и т.п.) сферу, в инфраструктуру. Особую приоритетность в настоящее время также приобретает обеспечение максимально эффективного использования инвестиций, генерирование мультипликационного эффекта, направление инвестиций в действительно передовые, высокотехнологичные отрасли и проекты в интересах валоризации, экологизации повышения научно-технического и технологического уровня отраслей экономики, конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Учитывая приоритеты экономической модернизации в сложных условиях бюджетно-финансового дефицита поддерживая минимально-приемлемый (и максимально-возможный в макроэкономическом контексте) уровень федеральных инвестиций в инфраструктуру, следует, одновременно, повышать их эффективность за счёт: выстраивания чёткой, адаптированной для территории системы инвестиционных приоритетов (к акцентом на близкие к завершению объекты, объекты, чей ввод в эксплуатацию даст максимальный мультипликативный, ориентированный на модернизацию экономики эффект); снижения уровня криминогенности инвестиционно-строительной сферы. Не менее важным представляется размежевание федеральных и субфедеральных бюджетных инвестиций: федеральные направляются на решение стратегических федеральных задач и развития узловых элементом инфраструктуры общего назначения, а субфедеральные ориентируются на «развязку» узких мест в инфраструктуре регионального и локального значения, на модернизацию объектов, находящихся в общерегиональной и локальной собственности.

Реализация приоритетов модернизации экономики устойчиво-депрессивных регионов связана с приданием последним особого инвестиционно-экономического статуса, для чего, в частности, необходимо: законодательное оформление (в виде особого ФЗ) статуса депрессивного региона -бенефицианта особого экономического режима; чёткая нормативно регламентированная идентификация депрессивных регионов (фактически, устойчиво-депрессивных) как объектов приоритетной господдержки и особого финансово-экономического режима; обязательное целевое резервирование части (не менее 5%) средств Инвестиционного фонда РФ и Банка развития в интересах именно депрессивных территорий.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие заметки >>>

Фискальная политика и ее механизм. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Фискальная политика - область экономики, непосредственно связанная с взаимодейст ...

Управление оборотным капиталом
оборотный деловой активность финансовый Управление оборотным капиталом - актуальная задача, которую ежедневно решает каждый предприниматель. Согласно экономической теории, обо ...

Все права защищены www.econclub.ru