Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Роль предпринимательства и его необходимость

Исторически развитие производительных сил любого общества начиналось с мелкого производства. Эта форма производства, просуществовав тысячелетия, продолжает функционировать и до сих пор.

Однако на определенном этапе своего исторического движения мелкое производство раздваивается на нерыночную и рыночную части. Нерыночное производство это продуктов и услуг, предназначенных для конечного использования владельцами заведений, а также предоставляемых другим потребителям бесплатно или по ценам, не оказывающим значительного воздействия на спрос. Нерыночное производство направленно на удовлетворение личных потребностей производителя.

В системе национальных счетов стоимость выпуска нерыночных продуктов и услуг определяется в размере текущих затрат на их производство.

Мелкое производство, ориентированное на рынок, и осуществляемое самим собственником, одновременно являющимся работником и управленцем (наряду с другими участниками производства), и есть малое предпринимательство. В данном случае собственник, управленец (менеджер) и работник выступают в одном лице.

Особая роль, которую играет предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.

Во-первых

, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.

Во-вторых

, способствуя распространению через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции.

В-третьих

, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.

В-четвертых

, представляя собой идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это - и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.

Предпринимательство во всем мире играет важную роль. В Западной Европе, США и Японии оно представлено совокупностью многочисленных малых и средних предприятий, основная масса которых - мельчайшие предприятия с численностью работающих, не более 20 человек. Малые предприятия в этих странах обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу.

От характеристики роли предпринимательства в экономике перейдем к характеристике социально-экономической сущности предпринимательства.

Развитие общественного производства, особенно усилившиеся в эпоху промышленных революций XIX века, выражалось и в росте размеров производства, усложнении технологий и во все большем многообразии экономических связей. Для управления производством в новых условиях потребовались новые квалифицированные специалисты. Следствием всех этих качественных перемен явилось раздвоение функции собственника на собственника и управленца. Появился новый тип наемного работника - менеджер.

На теоретическом уровне этот исторический перелом был очень четко сформулирован К. Марксом - разделение капитала на две стороны: капитал как собственность и капитал как функция. Капитал как собственность через акционирование остается у хозяина производства, а функция капитала (самовозрастание стоимости) передается менеджеру [7, 201]. Эти коренные изменения не могли не отразиться и на самом понятии предприниматель, произошло сближение понятий предприниматель и управляющий фирмой. Так, на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист А. Маршалл первым добавил к трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый - организацию, являющуюся, как известно, первичной функцией любого менеджера. С этого времени понятие предпринимателя расширяется, как и его функции. Американский экономист Дж.Б. Кларк несколько видоизменил триединую формулу Ж. - Б. Сея. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора:

Перейти на страницу: 1 2

Другие заметки >>>

Характеристика ОАО ММЗ
Обеспеченность и эффективность использования основных и оборотных средств ...

Формирование прибыли на предприятии
Прибыль, как экономическая категория и объект управления ...

Все права защищены www.econclub.ru