Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Роль предпринимательства и его необходимость

Исторически развитие производительных сил любого общества начиналось с мелкого производства. Эта форма производства, просуществовав тысячелетия, продолжает функционировать и до сих пор.

Однако на определенном этапе своего исторического движения мелкое производство раздваивается на нерыночную и рыночную части. Нерыночное производство это продуктов и услуг, предназначенных для конечного использования владельцами заведений, а также предоставляемых другим потребителям бесплатно или по ценам, не оказывающим значительного воздействия на спрос. Нерыночное производство направленно на удовлетворение личных потребностей производителя.

В системе национальных счетов стоимость выпуска нерыночных продуктов и услуг определяется в размере текущих затрат на их производство.

Мелкое производство, ориентированное на рынок, и осуществляемое самим собственником, одновременно являющимся работником и управленцем (наряду с другими участниками производства), и есть малое предпринимательство. В данном случае собственник, управленец (менеджер) и работник выступают в одном лице.

Особая роль, которую играет предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.

Во-первых

, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.

Во-вторых

, способствуя распространению через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции.

В-третьих

, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.

В-четвертых

, представляя собой идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это - и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.

Предпринимательство во всем мире играет важную роль. В Западной Европе, США и Японии оно представлено совокупностью многочисленных малых и средних предприятий, основная масса которых - мельчайшие предприятия с численностью работающих, не более 20 человек. Малые предприятия в этих странах обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу.

От характеристики роли предпринимательства в экономике перейдем к характеристике социально-экономической сущности предпринимательства.

Развитие общественного производства, особенно усилившиеся в эпоху промышленных революций XIX века, выражалось и в росте размеров производства, усложнении технологий и во все большем многообразии экономических связей. Для управления производством в новых условиях потребовались новые квалифицированные специалисты. Следствием всех этих качественных перемен явилось раздвоение функции собственника на собственника и управленца. Появился новый тип наемного работника - менеджер.

На теоретическом уровне этот исторический перелом был очень четко сформулирован К. Марксом - разделение капитала на две стороны: капитал как собственность и капитал как функция. Капитал как собственность через акционирование остается у хозяина производства, а функция капитала (самовозрастание стоимости) передается менеджеру [7, 201]. Эти коренные изменения не могли не отразиться и на самом понятии предприниматель, произошло сближение понятий предприниматель и управляющий фирмой. Так, на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист А. Маршалл первым добавил к трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый - организацию, являющуюся, как известно, первичной функцией любого менеджера. С этого времени понятие предпринимателя расширяется, как и его функции. Американский экономист Дж.Б. Кларк несколько видоизменил триединую формулу Ж. - Б. Сея. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора:

Перейти на страницу: 1 2

Другие заметки >>>

Анализ оплаты труда и использования фонда заработной платы (на примере ООО Бригантина)
Одним из прав закрепленных Конституцией РФ ст. 37 является право каждого на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законодате ...

Управление производственным предприятием
Согласно заданию целью данного курсового проекта является определение экономической целесообразности перехода на выпуск нового вида продукции, ориентируясь на показатели рентаб ...

Все права защищены www.econclub.ru