Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Негативные факторы влияния на формирование человеческого капитала

Для характеристики демографической структуры представляет интерес показатель среднего возраста занятого населения, составляющий 39,7 года. Причем этот показатель у мужчин (40,1 года) несколько превышает средний возраст женского занятого населения (39,5 года). [13, c. 125] Это объясняется разницей в верхней границе трудоспособного возраста.

Одним из важнейших показателей развития человеческого капитала является уровень образования населения, в том числе занятого в экономике. Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования населения.

В целом, высоко образовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки кадров являются одним из важнейших конкурентных преимуществ Республики Беларусь. В целях наилучшего использования этого преимущества необходимо улучшать демографическую ситуацию, совершенствовать структуру занятости населения, повышать производительность труда.

С определенной долей уверенности можно констатировать тот факт, что каждое последующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. Это с особой остротой ставит на повестку дня необходимость осуществления комплекса мер по развитию профилактической медицины, культивированию здорового образа жизни. Каждому жителю Беларуси должно быть морально и экономически выгодно быть здоровым. В этом плане значительные резервы имеются в развитии платных медицинских услуг, но при непременном условии сохранения и качественного улучшения бесплатного медицинского обслуживания населения по строгим медицинским показаниям.

Необходимо отметить и то, что сравнительно низкий уровень жизни в Беларуси сочетается с очень высокой грамотностью и образованностью населения. В результате возникает проблема сохранения человеческого капитала в стране. Необходимо учитывать, что не избежать иммиграционного оттока кадров без проведения миграционной политики, учитывающей состояние, особенности и перспективы накопления и оптимального использования человеческого капитала, поднятия заработной платы, престижности и социальной комфортности труда научных работников, высококвалифицированных специалистов, людей творческих профессий и особенно молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ, проведенный в данной курсовой работе, показал, что категория «человеческий капитал» определяется в современной науке как совокупность хозяйственных отношений по вложениям в формирование высококвалифицированной рабочей силы, а также производственных отношений по реализации способностей, навыков, знаний и других качеств работника в трудовом процессе.

По своему содержанию эта категория близка к категориям «рабочая сила» или «труд как ресурс», применяемых в различных направлениях экономической науки. Однако, категория «человеческий капитал» отражает непосредственно сложный труд, в который были вложены (причем вкладывались длительное время) значительные инвестиции. Именно такой труд становится сегодня массовым.

Проведенный анализ позволил, также, сделать ряд выводов по поводу роли и места человеческого капитала в современной экономической системе. Современная экономика, характеризующаяся увеличением доли нематериального производства в общей структуре хозяйства, делает высококвалифицированный труд массовым и повышает роль образовательного потенциала, как важнейшего производительного фактора. Улучшение условий труда, рост заработной платы, кардинальное изменение содержания деятельности, в которой все в большей мере присутствуют элементы творческой самореализации, постепенно модифицируют отношения эксплуатации капиталистом наемного работника. Кроме того, ввиду нетоварной природы основных постиндустриальных продуктов (знания, информация) подрываться будут и товарные отношения.

Главным результатом теории человеческого капитала, безусловно, необходимо считать признание затрат на производство и воспроизводство знаний, навыков, способностей человека производительными затратами. Образовательные инвестиции теперь во всем мире рассматриваются как один из важнейших источников экономического роста. Умственный труд становится массовым, знание превращается в основной продукт производства в современном обществе, а вложения в образование, здоровье и другие элементы человеческого капитала значительно увеличиваются как в стоимостном выражении, так и в астрономическом времени. Однако умственный труд имеет специфику по сравнению с физическим. Поэтому необходимы специальные исследования массового применения его в производстве и модификации экономических отношений связанных с этим процессом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие заметки >>>

Уровень жизни населения России и потребительский спрос
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит на ...

Анализ организации труда на примере предприятия ООО Оренбургский радиатор
Современные социально-экономические процессы характеризуются принципиальным изменением роли организации труда в общественном производстве. В модели плановой экономики из пр ...

Все права защищены www.econclub.ru