Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Оценка состояния человеческого капитала в Республике Беларусь и его влияние на уровень социально-экономического развития

Соотнесение затрат на научные исследования и разработки и стоимости объема выполненных работ, по отношению к ВВП, позволяет судить об эффективности использования бюджетных средств. Так, объем работ, выполненный научными организациями в 2011 г., составил 0,81% от валового внутреннего продукта, или 137,7 млрд. руб.

Итак, на основании анализа состояния человеческого капитала в сфере науки Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что общие затраты на научные исследования и разработки практически окупаются стоимостью объема выполненных работ. Однако о большем пока говорить не приходится. Очевидно, что экономический оборот человеческого капитала за последнее десятилетие обусловлен заменой традиционно применяемой технологии и техники с целью поддержания непрерывного процесса воспроизводства и сопровождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той или иной отрасли уровне. Анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных показателей научно-технического развития свидетельствует об экономическом обороте человеческого капитала, настроенном на воспроизведение традиционной техники и технологий. Для инновационного оборота человеческого капитала его научно-технический потенциал представляется недостаточным, поскольку показатели этого потенциала ниже пороговых значений, определенных мировой экономикой.

Анализ состояния человеческого капитала в сфере образования

Уровень общеобразовательной и специальной подготовки является одним из наиболее значимых показателей, характеризующих человеческий капитал в образовательной сфере. Среднее число лет обучения в Беларуси составило, согласно нашим расчетам по результатам переписи населения 2009 г., 10,0 лет, в России, по опубликованным материалам, число лет обучения составляет 10,3 года и в настоящее время имеет тенденцию к снижению. Это намного ниже требований, предъявляемых к образованию современным этапом научно-технического развития. В ведущих капиталистических странах средняя подготовка рабочей силы достигла уровня 14 лет обучения.

Что же касается образовательной структуры человеческого капитала в Республике Беларусь, то лица с высшим образованием составляют 14,0% от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше; со средним специальным - 22,3%; с начальным профессиональным образованием - 9,2%; со средним общим - 26,2%; с базовым общим - 13,5%; с начальным образованием - 14,8%. Таким образом, доля лиц с высшим и средним специальным образованием составляет в республике 36,3% от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше

Между тем, в США, например, доля лиц с высшим и средним специальным образованием среди взрослого населения достигает 60%. Подобное отставание белорусов в уровне образования во многом объясняется тем, что распределение учащихся по видам образования носит традиционный характер, типичный для индустриального общества, и изменяется очень медленно. Так, за истекшее десятилетие доля учащихся средних специальных учебных заведений среди всех обучающихся возросла всего лишь на 0,7%, а доля студентов высших учебных заведений - на 5,0%. Возрастающие инвестиции в сферу образования могут дать положительный эффект только в случае радикальной перестройки внутренней структуры этой сферы в пользу увеличения доли, главным образом, высшего образования.

Одним из главных стоимостных показателей состояния человеческого капитала в образовательной сфере является доля расходов на образование в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь. Обращает на себя внимание положительная динамика роста расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на социально-культурные мероприятия (в 1,35 раза за истекшее десятилетие) и более высокие темпы роста расходов на образование (в 1,5 раза). Образовательная часть в 2001 г. составила 6,6%. Отметим, что в настоящее время наиболее развитые страны тратят свыше 10% ВВП на нужды образования, а страны со средним уровнем развития - от 4 до 7%. Эти показатели являются порогом эффективности, который позволяет обеспечивать экономический рост на инновационной основе. Если по образовательной емкости ВВП Беларусь соответствует требованиям инновационного оборота человеческого капитала для стран со средним уровнем развития, то по структуре образования явно отстает от этих требований.

Другим стоимостным показателем состояния человеческого капитала в образовательной сфере выступает структура затрат на различные виды образования. Анализ статданных свидетельствует о росте затрат в последние годы на дошкольное образование (в 1,5 раза). Вместе с тем, колеблется в режиме флуктуации доля затрат на высшее образование и несколько уменьшается доля затрат на среднее специальное образование, так что в сумме они составили в 2011 г. 15,2% выделенных средств. Таким образом, затраты на дошкольное и общее среднее образование составляют в республике 2/3 всех затрат на образование, а затраты на высшее и среднее специальное - всего 1/6, что не дает достаточных оснований для успешного использования человеческого капитала в сферах инновационной деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие заметки >>>

Характеристика прибыли автотранспортного предприятия
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, грузовой автомобильный транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью пр ...

Фискальная политика государства
Фискальная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расход ...

Все права защищены www.econclub.ru