Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Проблемы реализации фискальной политики в экономике Республики Беларусь, направления ее совершенствования

Несмотря на эти достижения, существуют проблемы в организации бюджетно-налоговой политики и на данный момент невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы, которую можно развивать и совершенствовать в последующие годы. Еще только предстоит создать такую основу. Фундаментальные проблемы, характеризующие текущее состояние фискальной системы, заключаются в следующем:

Несмотря на определенные достижения в направлении создания эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности. Это относится и к межбюджетным отношениям, и ко всему бюджетному процессу, включая стадии формирования бюджетной политики, исполнения бюджета, учета и контроля, прозрачности бюджетов и процедур принятия бюджетных решений, управления долгом и активами.

Качество бюджетного контроля, осуществляемого как контрольно-ревизионными органами Министерства финансов, так и тем более службами ведомственного контроля, остается пока явно недостаточным. Поскольку в соответствии с действующими правовыми актами основное внимание обращается на соответствие исполнения бюджета заложенным в законе показателям, т.е. в первую очередь на целевое использование бюджетных средств, то на оценку действительной эффективности государственных расходов не хватает ни материальных, ни профессиональных ресурсов. В наибольшей мере эти проблемы присущи региональному уровню бюджетной системы.

Управление государственным долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов. Управление долгом практически не сопряжено с управлением государственными активами. В управлении государственным имуществом отсутствует комплексность и подходы, опирающиеся на оценку эффективности.

Самое большое разочарование - налогообложение, по которому Беларусь так и не поднялась с последнего 183-го места. Уровень налоговой нагрузки, по оценке ВБ, у нас составляет 80,4% от дохода компаний, платежей насчитали 82, а на составление отчетности уходит 798 часов (в среднем в Восточной Европе и Центральной Азии - 313,9). Между тем за последние пять лет налоговая нагрузка в регионе снизилась с 60% до 41%. [20]

Таким образом, к наиболее существенным недостаткам формирования национальной налоговой системы следует отнести:

отсутствие системного подхода в формировании концепции налоговой политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост, и соответствующей национальной модели экономики;

высокий уровень фискального изъятия за счет применения налоговых и параналоговых инструментов;

нестабильность налогового законодательства, что ведет как к произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантии для участников налоговых отношений, так и к уклонению представителей бизнеса от налогообложения.

Реформирование налоговой системы нельзя отождествлять с перманентной корректировкой порядка уплаты отдельных налогов, снижением или увеличением налоговых ставок, предоставлением или ликвидацией некоторых налоговых льгот. Оно должно базироваться на определенной государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики. Опыт налогообложения в мировой практике подтверждает тезис, что формирование эффективной национальной налоговой системы должно, с одной стороны, основываться на вышеуказанных принципах, а с другой - учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, которую поддерживает правительство.

От бюджетной политики государства, являющейся ключевым звеном политики экономической, во многом зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности страны, и степень финансовой активности на международной арене, и даже возможности предпринимательской деятельности. Благодаря ее умелому проведению удается сосредоточить финансовые ресурсы на приоритетных и общественно необходимых участках развития. Госбюджет может быть и средством преодоления провалов экономики, и их источником. Самая большая трудность - совместить эти противоречивые, но взаимосвязанные функции при наличии и давлении особых интересов различных социальных групп. Любое правительство постоянно стоит перед выбором, чему отдать предпочтение: экономическому росту и эффективности или равенству и справедливости, накоплению или потреблению, непосредственному участию в производственном процессе или косвенному воздействию на рыночные стимулы. От этого зависит характер бюджетной политики - и налоговой, и расходной.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие заметки >>>

Уэсли Клэр Митчелл и его вклад в экономику
Важность изучения экономической истории обусловлена ее особым положением в системе экономических наук. Личный вклад У. Митчелла в экономическую теорию состоит в том, что он мо ...

Фискальная политика и ее механизм. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Фискальная политика - область экономики, непосредственно связанная с взаимодейст ...

Все права защищены www.econclub.ru