Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Состояние бюджетно-налоговой сферы в РБ

Практическая значимость оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства [14 c. 34].

Беларусь, как и большинство стран постсоветского пространства, выбрала путь постепенных реформ. Первоначальная либерализация цен (1992 - 1993гг) в условиях проинфляционной денежной политики, проводимой с целью недопущения падения ВВП, создала условия для быстрого роста цен. Относительная стабилизация (1995-1996г) и ужесточение денежной политики показали всю слабость нереформируемого реального сектора. В качестве приоритетной цели развития с осени 1996 года выбирается рост ВВП, стимулируемый активной кредитной эмиссией в выбранные «точки роста» - АПК и жилищное строительство. Президент перед правительством поставил цель - достигнуть показателей выпуска 1990г. В 1997 - 2000гг. Беларусь демонстрирует высокие темпы роста ВВП, который увеличился за эти годы на 40%. «Белорусское экономическое чудо» стало возможным благодаря финансовой помощи России, списавшей 1 млрд. рублей задолженности за энергоносители, эмиссии, поеданию основных и оборотных средств предприятий. Тем не менее, неэффективность выбранной модели стала очевидной уже в 2000 году, когда рост количественных показателей стал сопровождаться ухудшением качественных. Упали рентабельность и платежеспособность, выросли кредиторская задолженность и количество убыточных предприятий.

Рост ВВП проходил на фоне снижения показателей реальных доходов населения. В 1997 - 1998 годах заработная плата равнялась $40, а в 1999г. количество людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума, составляло уже 50%. В 2000 году, в результате акции по росту заработной платы в преддверии президентских выборов, начисленная среднемесячная заработная плата достигла уровня 1995г. Пенсионеры получали $40 пенсии. Семьи с двумя детьми и более автоматически попадали в категорию нуждающихся.

Главная особенность стран с рыночной экономикой состоит в том, что с помощью бюджета финансируются по преимуществу те общественные потребности или сферы народного хозяйства, где частная инициатива не работает либо работает плохо, а также, если требуется защита отдельных слоев общества или всего населения. Одновременно через налоги, займы, расходы оказывается воздействие на экономику в целом [15 c. 24].

Отличительная особенность формирования бюджета в нашей стране в последние годы - его социальная направленность. Так, в нынешнем году на финансирование затрат учреждений социально-культурной сферы, реализацию мероприятий по соответствующей политике, выплату различных субсидий, дотаций на топливо, а также системе Минтранса и метрополитена, компенсаций по вкладам, льгот и компенсаций пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС планируется направить более 65% от всех расходов бюджета. Ключевую роль в создании материального базиса для престарелых и нетрудоспособных граждан играет пенсионное обеспечение, являющееся важнейшей составляющей системы социальной защиты. Из них наиболее многочисленная категория - получатели трудовых пенсий по возрасту (77,8%), на которые, как показывают показатели, ежегодно расходуется более 8% ВВП. Увеличение обусловлено как ростом количества пенсионеров, так и повышением их благосостояния. Не случайно по уровню пенсионного обеспечения Беларусь опережает другие страны СНГ. [17 c.36].

За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие заметки >>>

Анализ организации труда на примере предприятия ООО Оренбургский радиатор
Современные социально-экономические процессы характеризуются принципиальным изменением роли организации труда в общественном производстве. В модели плановой экономики из пр ...

Формирование доходов сотрудников предприятия и его структура на примере СХА ПЗ (колхоза) Степной
Проблема формирования дохода работников всегда была и остается одной из самых злободневных для экономической науки, государственной политики и хозяйственной практики. Ее решени ...

Все права защищены www.econclub.ru