Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Налоги, государственные расходы и их роль в регулировании национального производства

В налоговой сфере применяются базовые идеи и положения, которые называются принципами налогообложения. Экономические принципы налогообложения впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом:

принцип справедливости - каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Методологической основой является прогрессивное налогообложение: кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить налогов;

принцип соразмерности - баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени;

принцип учета интересов налогоплательщиков - простота исчисления и уплаты налога. Раскрывается через:

принцип определенности

принцип удобства.

принцип экономичности (эффективности) - необходимость сокращения издержек государства от взимания налога. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать затраты на его обслуживание.

Со временем к этому перечню австрийский экономист А.Г.Г. Вагнер добавил следующие принципы:

достаточность (обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);

правильный выбор источников налогообложения;

выявление способов избавления от уплаты налогов;

влияние налогов на плательщиков;

общность (охват всех слоев населения);

прогрессивность (рост величины налога с ростом доходов плательщика);

освобождение от уплаты налогов части населения, получающей минимальные доходы [12; с. 248]

Налоги являются основным источником покрытия государственных расходов, сущность и природа которых раскрывается в различных моделях построения налоговых систем, или налоговых теориях.

Государственные расходы - это непрерывное использование государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законом о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами предприятий и организаций [2; с. 176]

Структура государственных расходов и их доля в валовом национальном продукте зависят от этапа общественного развития государственного устройства, внешней и внутренней политики государства, общего уровня экономики, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора в экономике, традиций.

Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие вычеты из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.

Государственные расходы делятся на четыре основные группы:

расходы на социально-культурные нужды;

расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

военные расходы;

расходы на управление.

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам.

По роли в воспроизводственном процессе делятся на расходы на сферу материального производства, расходы на непроизводственную сферу, расходы на создание госрезервов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие заметки >>>

Анализ объема, состава и качества производимой продукции
Актуальность данного исследования в том, что в условиях жесткой современной конкуренции предприятия должны быть готовы к своевременному изменению ассортимента выпускаемой проду ...

Финансовые реформы С.Ю. Витте
Граф Сергей Юльевич Витте вошёл в историю нашей страны как человек решительной воли, выдающийся организатор, как один из самых крупных российских политиков XIX - XX вв., способ ...

Все права защищены www.econclub.ru