Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Налоговая политика, банковская реформа и бюджет России

Надо сказать, что для государственного бюджета эпохи С.Ю. Витте характерна ярко выраженная национальная, но не «народная» направленность: при том, что объёмы бюджета с каждым годом увеличивались, основная расходная часть его заключалась в железнодорожном строительстве и содержании казённого хозяйства, а не в проведении каких-либо социальных реформ, хотя, конечно, нельзя сбрасывать со счетов развёрнутую поддержку Витте системы образования, но в большинстве случаев она диктовалась конкретной необходимостью в определённых специалистах.

Структура расходов на 1909 г.: оборона - 32 %, платежи по займам - 23,7 %, расходы на производительные потребности - 12,6 %, пенсии - 6,2 %, гарантия доходов частных железных дорог - 2,4 %.

Правда, в отличие от реалий сегодняшнего дня, для доходной части государственного бюджета Витте было характерно преобладание прибылей самих же казённых предприятий (а практически все крупные промышленные производства, питейные предприятия, предприятия лёгкой промышленности являлись государственной собственностью). Российское государство было по существу центральным экономическим агентом, и именно от его деятельности во многом зависело успешное развитие экономики России.

Заключение

В конце исследования основных направлений финансовой политики С.Ю. Витте хотелось бы особо отметить их организованный, системный характер: все финансовые реформы конца XIX - начала XX вв. были взаимосвязаны, взаимообусловлены, подчинены одной главной задаче, сформулированной министром финансов, - форсированной индустриализации и её поддержке аграрным сектором. Эта задача явилась сферой притяжения инвестиционных потоков, ориентиром для финансовых и внешнеторговых корректив. Отсюда главные приоритеты реформ Витте: привлечение инвестиций, стабилизация финансовой системы, преодоление внешнеторговой изолированности, эффективное кредитование аграрных преобразований. При этом Витте и его единомышленники активно развивали идею широкомасштабного внедрения капиталистических отношений в российскую жизнь, но не мыслили её реализацию без доминирующего участия государства.

Реформаторскую деятельность Витте можно рассматривать по нескольким направлениям:

1) Провозглашение долгосрочной экономической политики государства на предстоящие 15-20 лет. Если предшественники Витте рассматривали экономику как часть государственных и народных имуществ, служащих лишь для наполнения «общенародной» казны (при этом, правда, не отрицалась возможность повысить эффективность экономики комплексом разовых мероприятий, например, проведением реформы), то с приходом нового министра финансов, реформы стали рассматриваться как процесс непрерывного вмешательства государства в механизм хозяйствования путём реализации общегосударственной долгосрочной экономической программы. Программа индустриального развития стала основой экономики не только царской России, но и последующего коммунистического режима, доказав справедливость взглядов С. Ю. Витте. Основное же средство, посредством которого государство осуществляло вмешательство, - регулирование финансовой системы страны, от стабильности которой зависело нормальное взаимодействие денежного обращения и производственной сферы. В рамках этой задачи были осуществлены денежная реформа, реформы налоговой системы, банковская реформа и многие другие мероприятия по широкому распространению в российском обществе товарно-денежных отношений.

2) Начало коммерческого участия государства в народно-хозяйственном строительстве и в отдельных «перспективных» проектах. Благодаря политике Витте, в руках государства к концу XIX века сконцентрировалось большое количество разнообразных казённых предприятий (преимуществен-но железнодорожных: укрепление финансов страны позволило ему выкупить у частных убыточных обществ железные дороги, и к концу XIX в. 60 % всех дорог оказались казёнными), а это определяло большую долю участия на Всероссийском рынке и ответственности в экономическом развитии страны. Плюс к этому, реформа Государственного банка определила роль государства в качестве крупнейшего кредитора. Во главе русской банковской системы встал Государственный банк, который мог оказывать значительное влияние на всю русскую кредитную систему посредством проведения определённой кредитной и учётно-ссудной политики. Он стал не только эмиссионным учреждением, но и главным банком коммерческого кредита, стал определять и поддерживать прибыльные отрасли и получать соответствующую прибыль. В результате, поскольку государство стало таким же равноправным участником рыночных отношений, как и частное предприятие, то для него стал характерен принцип: «Приложение капитала с целью извлечения максимальной прибыли» - как считал С.Ю. Витте, «финансовая политика должна содействовать экономическим успехам».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие заметки >>>

Сущность, причины и формы безработицы
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ...

Управление производственным предприятием
Согласно заданию целью данного курсового проекта является определение экономической целесообразности перехода на выпуск нового вида продукции, ориентируясь на показатели рентаб ...

Все права защищены www.econclub.ru