Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Налоговая политика, банковская реформа и бюджет России

Налоговая политика. Иностранные инвестиции и займы стали важным источником для развития национальной промышленности и железнодорожного строительства, однако на масштабную индустриализацию их всё же не хватало. Казенное строительство в России было всегда убыточным (так, на Транссиб было отпущено 329 млн. золотых рублей, а он обошелся в 1 млрд.). Для пополнения государственного бюджета Витте пошел на увеличение налогов с населения (80 % которого составляли крестьяне). Были повышены прямые и косвенные налоги (доля косвенных налогов по отношению к прямым была втрое выше, чем в Германии и вдвое выше, чем во Франции). Основной прямой налог - промысловый - был реорганизован, а косвенные - увеличены. Косвенным налогом облагались:

- сахар - сахарный акциз по закону 12 января 1893 г. увеличен с 1 рубля до 1 рубля 75 копеек с пуда песка, с одновременною отменою дополнительного (по 40 копеек с пуда) акциза с рафинада.

- табак - акциз, увеличенный дважды (в 1892 и 1900 годах) на 2 рубля с пуда со всех сортов табака, кроме махорки, обложение коей в 1900 г. было увеличено на 40 копеек с пуда.

- керосин и спички - первый акциз в конце 1892 г. увеличен на 20 копеек с пуда (до 50 и 60 копеек против 30 и 40 копеек), второй тогда же повышен вдвое.

- таможенные пошлины - подверглись многократному возвышению, причем увеличение таможенных пошлин или касалось отдельных предметов ввоза - чая, хлопка, хлопчатобумажной пряжи и т. д., - или распространялось на многочисленные категории товаров (закон 11 июня 1900 г. увеличил таможенное обложение более, чем по 100 статьям), или, наконец, имело характер общей меры, каковою явился таможенный тариф 13 января 1903 г., давший ряд повышений ставок обложения, но почти не допустивший их понижения. Впрочем, в таможенном обложении были допущены единичные льготы в интересах сельского хозяйства.

- и, наконец, водка. Введённая Витте «казенная» продажа водки (винная монополия) обеспечивала 25% всех бюджетных поступлений.

За 1893 - 1902 гг. налоговое бремя выросло почти наполовину. Эти меры давали более 3/5 доходной части бюджета. (И опять отметим, что эту систему налогов, включая отмененную было после 1917 г. винную монополию, повторил в годы НЭПа наркомфин Г.Я. Сокольников.): акциз с сахара возрос с 27525 тысяч рублей в 1892 г. до 75542 тысяч рублей в 1903 г., табачный акциз - с 26993 до 49029 тысяч рублей, нефтяной - с 12879 до 28617 тысяч рублей. Меньший фискальный успех имело повышение акциза со спирта: за время с 1892 г. по 1901 г. население возросло на 13,2 %, ставка налога повышена на 18,9 %, а поступление акциза возросло всего на 24,6 % (с 241955 до 291507 тысяч рублей). Наиболее значительно повысился за время Витте таможенный доход, возросший с 122579 тысяч рублей до 241466 тысяч рублей, или на 97 %.

Реорганизация системы торгово-промышленного налогообложения. Положение о новом промысловом налоге было утверждено 8 июня 1898 года. Налог состоял, как и прежде, из основного и дополнительного. Основной налог выплачивался предпринимателями посредством приобретения промысловых свидетельств, причём размер оклада определялся в зависимости от размера предприятия, а не от положения владельца (принадлежность к той или иной гильдии), как это предусматривалось предшествовавшим законодательством. Промысловый налог в своей преобладающей части взимался в форме налога с капитала по ставке 0,15 % (причём с акционерных предприятий с капиталом менее 100 рублей он не взимался вообще, что было обосновано соображениями здравого смысла; тем самым интуитивно предвосхищалась современная государственная поддержка малого предпринимательства) и процентного сбора с чистой прибыли также по крайне низким ставкам. Главное в этой реформе - щадящий режим налогообложения предпринимательства, что усиливало хозяйственные мотивации, стимулировало повышение эффективности и рост финансовых результатов. Результаты эти выразились в увеличении поступлений в бюджет: доход 1900 г., когда закон вполне вошел в силу, достиг 69840 тысяч рублей против 48167 тысяч рублей в 1898 г.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие заметки >>>

Управление трудом и заработной платой на автотранспортном предприятии
труд фонд заработный плата Автомобильный транспорт наряду с другими видами транспорта составляет основу транспортной системы нашей страны и обеспечивает транспортные потребности ...

Труд и заработная плата
В наше время растет интерес к рынку труда со стороны широких слоев общественности, хозяйственных и государственных органов, различных учреждений, имеющих прямое и косвенное от ...

Все права защищены www.econclub.ru