Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Карьера и политико-экономические взгляды С.Ю. Витте. Подготовка денежной реформы

Витте, граф Сергей Юльевич - государственный деятель. Родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Отец его, член совета наместника кавказского, был женат на сестре известного писателя, генерала Р.А. Фадеева. По окончании курса в Новороссийском университете со степенью кандидата физико-математических наук, Витте вступил на службу в управление Одесской ветви Юго-Западных железных дорог и вскоре сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н.М. Чихачева, в ведение которого в то время поступила и Одесская железная дорога. Должность начальника движения, которую Витте исполнил в продолжение всей последней турецкой войны, доставила ему репутацию распорядительного администратора. В 1879 г. Витте занял место начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог и принял участие в трудах железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова, был составителем одного из томов «Трудов Комиссии» («История и деятельность съездов представителей русских железных дорог») и проекта «Общего устава Российских железных дорог». С 1886 по 1888 г. состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Когда при Министерстве финансов в 1888 г. образованы были новые тарифные учреждения, Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, в феврале 1892 г. призван к управлению Министерством путей сообщения, а 30 августа того же года ему поручено управление Министерством финансов. Одиннадцать лет, в течение коих Витте стоял во главе Министерства финансов, ознаменованы огромным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства.

Этапы карьеры. Итак, бюрократическая карьера С. Ю. Витте началась в 1888 году, когда он сделался лично известен императору Александру III. Тогда он отказался пустить царский поезд с той повышенной скоростью, которую требовала свита, и тем самым вызвал большое неудовлетворение начальства. Но спустя два месяца после этого произошла катастрофа в Борках как раз по тем причинам, на которые указывал Витте. О нём вспомнили и вскоре пригласили в Петербург. Немалую роль при этом сыграло и его признание как крупного специалиста по вопросу о железно-дорожных тарифах.

Бывший в то время министром финансов И. Вышнеградский предложил ему место директора департамента железнодорожных дел. С.Ю. Витте, первоначально отказывавшийся сменить своё более независимое и лучше оплачиваемое положение на частной железной дороге на чиновничье место, принял предложение после сообщения о том, что этого желает сам император.

Ÿ 1886-1889 гг. - управляющий юго-западным отделением ж. д.,

Ÿ 10 марта 1889 г. - директор Департамента железнодорожных дел,

Ÿ февраль 1892 г. - министр путей сообщения,

Ÿ август 1892-1903 гг. - министр финансов,

Ÿ с 1892 г. - член Государственного Совета,

Ÿ 1903-1906 гг. - председатель Комитета министров и Совета министров.

Политические и экономические взгляды. Основные, базовые воззрения С.Ю.Витте на вопрос о пути развития российской экономики сложились ещё в период деятельности в правлении Юго-Западных железных дорог. Тогда в Киеве в 1883 году вышла его работа «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». Позднее в 1889 году вышла книга «Национальная экономия и Фридрих Лист», переизданная впоследствии в 1912 году под названием «По поводу национализма. Национальная экономия и Фридрих Лист». В этих трудах прослеживалась основная линия политического и экономического мировоззрения, остававшегося в общем единым и цельным на протяжении более, чем 30 лет: с 1883 г. Витте использует бисмарковскую концепцию, справедливо полагая, что, хотя Российская империя уже давно юридически не имеет удельных княжеств, экономически - при гигантских просторах и бездорожье - она гораздо более рыхлое образование, чем только что объединившаяся Германия. В своей специальной по названию книге «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» Витте, по существу, развивает концепцию индустриальной модернизации России, где железные дороги - кровеносная система рынка, стимул развития промышленности и торговли. (Правда, считая, что строительство и эксплуатация железных дорог должны быть частными, применительно к России Витте всё же видел слабости русского частного капитала и полагал, что без правительственной протекции частник-железнодорожник не выдержит, особенно при строительстве таких гигантов, как Транссибирская железнодорожная магистраль (инициатором её перестройки выступил позднее сам Витте). Однако было ясно, что одни железные дороги патриархальную экономику скоро не преобразуют - нужна комплексная программа перестройки хозяйства страны. И в 1889 г. он излагает такую программу в брошюре «Национальная экономия и Фридрих Лист»:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие заметки >>>

Управление оборотным капиталом
оборотный деловой активность финансовый Управление оборотным капиталом - актуальная задача, которую ежедневно решает каждый предприниматель. Согласно экономической теории, обо ...

Фискальная политика и ее механизм. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Фискальная политика - область экономики, непосредственно связанная с взаимодейст ...

Все права защищены www.econclub.ru