Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Управление занятостью в мировой экономике

Регулирование занятости заключается в мерах по поддержанию нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, не должно приводить к необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы.

Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макро уровне и на микро уровне. В силу регулирования занятости объектом микро уровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.

Исходным пунктом правительственной стратегии занятости должен стать принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безработицей.

Разрабатывая программу занятости и социальной защиты безработных, государство стремится не допустить дальнейшего нарастания социальной напряженности в обществе и предотвратить социальный взрыв. Втягиваясь в рыночные отношения, государство корректирует «пробелы» рынка.

В мировой практике выделяют два основных типа воздействия на уровень занятости: активную и пассивную государственную политику.

Активная политика на рынке труда предусматривает совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы в стране.

Активная политика занятости включает:

ü Осуществление мероприятий по созданию новых рабочих мест;

ü Обучение, переподготовку и повышение профессиональной квалификации безработных;

ü Активный поиск и подбор для безработных подходящих должностей;

ü Субсидирование создания новых рабочих мест;

ü Организацию рабочих мест для безработных через систему общественных работ;

ü Проведение мер по предупреждению увольнений работников.

Пассивная политика в области занятости направлена на сглаживание негативных последствий безработицы. Пассивная политика на рынке труда предполагает следующие действия:

ü Выплату пособий по безработице;

ü Оказание материальной помощи безработным;

ü Осуществление доплат на иждивенцев;

ü Выдачу малоимущим гражданам недорогих товаров первой необходимости;

ü Организацию питания безработных в специальных столовых.

В настоящее время в большинстве стран мира центр тяжести в решении проблемы занятости смещается в сторону усиления активных мер.

Рассмотрим отдельные направления деятельности государства по проведению активной политики занятости.

Законодательные меры. Использование государством законодательных мер регулирования может создать условия для сокращения предложения труда. Например, снижение пенсионного возраста делает возможным досрочный уход на пенсию работников, не достигших установленного законом пенсионного возраста. Таким образом, досрочная пенсия способна сократить число претендентов на свободные рабочие места и высвободить дополнительные вакансии на рынке труда для безработных.

Государственные законодательные акты могут регулировать трудоустройство отдельных групп населения, например молодежи.

Известно, что наиболее тяжелым бременем безработица ложится на плечи пожилых людей. Работодатели не хотят брать их на работу из-за снижающейся производительности и ухудшения здоровья. То же касается и самых молодых: молодежи отказывают в приеме на работу в связи с низкой квалификацией, отсутствием опыта и навыков в труде.

Решить проблему занятости среди молодых работников позволяет разработка соответствующих правовых норм. Реализацию программ поддержки молодежи можно осуществлять методами экономического стимулирования молодежной занятости. Например, с помощью предоставления определенных налоговых льгот предприятиям, в штате которых работники составляют оговоренную долю, или в результате создания центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых больше всего ощущается потребность. Кроме законодательных мер существуют и организационные меры. Целью проведения организационных мер является снижение или ликвидация разнообразных институциональных барьеров, препятствующих территориальной, отраслевой или квалификационной мобильности трудовых ресурсов. Для этого должна быть создана действенная и мобильная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения труда на местных и региональных рынках, непрерывно совершенствоваться деятельность бирж труда. Система профессионального образования работников в связи с требованием рыночной конъюнктуры должна получить более высокий уровень развития.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие заметки >>>

Технико-экономическое обоснование проектирования зоны ТО-1 АТП г. Мурманска
Важность автотранспорта, как элемента производственной инфраструктуры экономики Российской Федерации определяется тем, что им производится более 80% перевозок всех грузов и без ...

Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта по производству пластиковой карточки
В данной курсовой работе рассмотрено технико-экономическое обоснование производства пластиковых карточек. Пластиковые карты становятся все более популярным и необходимым атр ...

Все права защищены www.econclub.ru