Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Понятие «потребления» и факторы определяющие потребительский спрос

Спрос выражает только потребности, которые подтверждаются платежеспособностью потребителей. Поэтому в рамках теории спроса потребители - это покупатели, обладающие определенными денежными средствами. Рынок не признает потребность, не подтвержденную платежеспособностью покупателя. В связи с этим можно сказать, что потребности - это наши желания и устремления обладать теми или иными благами, тогда как спрос - это наша возможность приобрести эти блага.

Факторы, влияющие на потребительский спрос

Наряду с социальной политикой государства на потребительский спрос оказывают воздействие иные социальные факторы. К ним относятся:

формы собственности, господствующие в сфере производства и реализации потребительских товаров и соответствующие им формы распределения благ;

социальный состав структура населения;

уровень развития культуры и воспитательной деятельности в сфере просвещения и образования;

потребительские привычки;

мода и т.д.

Каждый фактор воздействует на спрос своеобразно. Воздействие на спрос социального состава населения сказывается в частности, на структуре расходов на покупку товаров в семьях рабочих, служащих и крестьян с одним и тем же уровнем душевого дохода. Структура товарных расходов этих семьях существенно различается. Так, в семьях рабочих и служащих весьма велика доля расходов на покупку продуктов питания. В крестьянских же семьях эта доля значительно меньше. И наоборот, доля расходов на покупку непродовольственных товаров в семьях крестьян намного больше, чем в семьях рабочих и служащих.

Демографические факторы включают в себя:

численность и половозрастной состав населения;

численность, состав и возраст семей;

изменения среднего размера, состава, возраста семей;

миграционные процессы и т.п.

В этой группе факторов важнейшими является число покупателей на рынке (активных и потенциальных). Очевидно, что увеличение на определенном территориальном рынке данного товара равнозначно увеличению спроса, а уменьшение к снижению спроса на данный товар.

Противоположным по действию фактора является число безработных, т.к. оно уменьшает численность реальных активных покупателей из-за отсутствия постоянного заработка. Это вынуждает их экономить на продуктах питания и предметах первой необходимости.

Природно-климатические факторы:

географическое расположение страны и отдельных ее регионов;

климат, продолжительность отдельных сезонов года;

плодородные почвы и т.п.

Национально-исторические факторы - это традиции, обычаи, условия быта и т.п.

По характеру воздействия на спрос факторы подразделяются на общие и специфические. К общим относят те, что оказывают на все процессы развития спроса и развитие спроса на любом товарном рынке (уровень доходов, численность населения, цели).

Специфические факторы - это факторы, влияющие преимущественно на развитие спроса на отдельные товары или группы товаров в рамках действия общих факторов (ввод жилых объектов, компьютеризация быта, специфические требования отдельных сегментов потребителей и т.д.).

По возможности измерения воздействия факторы, влияющие на спрос подразделяются на:

количественно соизмерительные;

факторы, воздействие которых или не поддается количественной оценке и поддается очень трудно и оценивается косвенно (мода, потребительские предпочтения);

Развитие всех факторов формирования потребительского спроса и каждого в отдельности напрямую, либо косвенно связано с государственной политикой, таким образом, государство имеет реальную возможность регулировать потребительский спрос.

АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Перейти на страницу: 1 2 

Другие заметки >>>

Уровень жизни населения России и потребительский спрос
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит на ...

Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта по производству пластиковой карточки
В данной курсовой работе рассмотрено технико-экономическое обоснование производства пластиковых карточек. Пластиковые карты становятся все более популярным и необходимым атр ...

Все права защищены www.econclub.ru