Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Рыночные факторы, существенно влияющие на оплату труда

Первый рыночный фактор, влияющий на оплату труда - спрос и предложение на рынке труда. Спрос-это количество продукции, которую потребитель хочет и может купить по установленной на рынке цене в течение определенного времени. Спрос потребителя на определенный товар зависит, в первую очередь, от цены (так как покупатель хочет купить товар дешевле, а продавец-продать дороже), а также от денежного дохода населения и субъективных вкусов и предпочтений. Рост или снижение спроса непосредственно связано с ростом или снижением предложения. Предложение-это количество товаров и услуг, которое производитель предлагает для продажи по установленной рыночной цене в течение определенного времени. На величину предложения влияют такие факторы как: цена товара (цена на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары), цена на ресурсы, субсидии, технический прогресс. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте зарплаты, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. (см. Приложение А) На графике видно, что в точке равновесия (е) спрос на труд равен предложению. Это значит, что все предприниматели, готовые платить равновесную зарплату, находят на рынке необходимое количество труда, а работники, готовые предложить свои услуги за эту зарплату, полностью трудоустроены. Это состояние рынка труда соответствует положению полной занятости.

Вторым рыночным фактором, воздействующим на величину вознаграждения за труд, является конкуренция, или монополия на рынке труда. Конкуренция на этом рынке ведёт к приближению уровня заработной платы к равновесной цене труда. Это означает, что конкуренция ведёт к выравниванию не абсолютной зарплаты за тот или иной период, а к её пропорциональности производительности труда соответствующих работников. Тем самым в национальном масштабе устанавливается примерно равная заработная плата за труд равно производительности. В условиях рыночной экономики заработная плата кажется простым и ясным явлением. Человек отрабатывает установленное время на предприятии и за свой труд получает определенную сумму денег. Вопрос в том, от чего зависит величина цены труда? Для того, чтобы иметь возможность постоянно продавать труд, человек должен столь же регулярно воспроизводить и развивать свою работоспособность и удовлетворять другие социальные потребности. Значит, в первую очередь речь идет о социально-воспроизводственных факторах, определяющих величину заработной платы. Во вторую очередь важно иметь в виду рыночные условия купли-продажи рабочей силы. Первый социально-воспроизводственный фактор - стоимость жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы. Таких средств должно быть достаточно не только для восстановления работоспособности человека, но и для содержания нетрудоспособных членов его семьи. Это представляет собой низшую границу стоимости воспроизводства рабочей силы, зависящая от утвердившегося в каждой стране уровня материальной и духовной культуры. Второй социально-воспроизводственный фактор, определяющий величину заработной платы, - уровень квалификации работников. В период индустриализации, когда преобладал простой, неквалифицированный труд, предприниматели стремились свести уровень заработной платы рабочих к низшей границе стоимости рабочей силы.

В условиях же научно-технической революции, вызвавшей активизацию человеческого фактора, стоимость рабочей силы и соответственно величина заработков квалифицированных работников значительно возрастает. Чтобы заработная плата стимулировала сложный труд, на предприятиях устанавливают прямую связь между ее уровнем и квалификацией работника, сложностью выполняемой работы, степенью ответственности. Третий социально-воспроизводственный фактор, связанный с величиной заработной платы, - национальные различиям степени развитости экономических и социальных условий жизни в разных странах.

Перейти на страницу: 1 2

Другие заметки >>>

Характеристика прибыли автотранспортного предприятия
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, грузовой автомобильный транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью пр ...

Формирование прибыли на предприятии
Прибыль, как экономическая категория и объект управления ...

Все права защищены www.econclub.ru