Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Государство и экономика. Проблемы взаимодействия

Можно выделить две основных модели государственного вмешательства в экономику.

Первая основана на кейнсианской традиции в макроэкономике. Она предполагает активное вмешательство государства в экономику, поскольку рыночная система рассматривается в рамках этой школы как внутренне неустойчивая.

Рыночная экономика склонна к нестабильности в силу недостаточной гибкости рынка труда, жесткости заработной платы и неэластичности цен в сторону понижения. В таких условиях спрос оказывается недостаточным для закупки всего объема произведенного продукта в обществе - наступает кризис перепроизводства с глубокой безработицей. Именно необходимостью преодоления экономического кризиса и безработицы в условиях неполного использования ресурсов общества обусловлено использование кейнсианского варианта макроэкономической политики (нельзя забывать, что и сама эта теория возникла на фоне такой негативной экономической ситуации во многих странах мира). И именно в решении кризисных, а не каких-либо других проблем, эта модель сыграла ведущую роль. Примером может послужить "новый курс" Т. Рузвельта, позволивший Америке выйти из масштабного экономического кризиса. Данная модель в своих различных трактовках господствовала в экономике стран достаточно длительное время - с 30-х и до 70-х гг. ХХ в.

Использование кейнсианской модели государственного регулирования в экономике действительно обеспечило в большинстве случаев разрешение поставленных перед ней задач. Долгое время эта модель не имела альтернативы. Но неблагоприятное влияние присутствия государства в экономике стало возрастать. Значительно вырос бюрократический аппарат. Проявилась неэффективность работы госпредприятий. Из-за растущего дефицита госбюджета и увеличение госдолга возникли серьезнейшие финансовые проблемы, которые в итоге вылились в возрастание темпов инфляции. Манипуляции налоговыми и процентными ставками усиливало непредсказуемость экономики, что вызывало утечку капиталов за рубеж. Прямое регулирование и администрирование сковало бизнес, стали снижаться стимулы к предпринимательской деятельности. Стимулы к трудовой деятельности тоже были весьма занижены из- за высокой социальной защищенности граждан. Экономический рост прекратился. В результате в 70-х гг. кейнсианская модель оказалась в кризисном состоянии, породив принципиально новые экономические проблемы и не найдя адекватных способов их решения.

Потребовалась новая модель госрегулирования. Такой моделью стала неоконсервативная модель государственного регулирования. Эта модель исходит из аксиом неоклассической экономической теории, считающей механизм рыночного саморегулирования наиболее эффективным. Наиважнейшей задачей для новой модели стало решение проблемы инфляции. Основной же идеей модели стали отказ от прямого вмешательства государства в экономику, усиления позиций рынка и индивидуалистских начал. Основа таких коренных перемен - возвращение к неоклассической теории, предполагающей, что рынок является саморазвивающейся системой, способной адекватно реагировать на негативные проявления экономики.

Такая модель активно применялась в США в 80-е гг., в Великобритании времён М. Тетчер, в других странах Западной Европы. В числе проводимых изменений - приватизация государственной собственности, отмена многих законодательных ограничений, сокращение масштабов перераспределения национального богатства посредством госбюджета, уменьшение статьи доходов и расходов государственного бюджета. Происшедшее в результате осуществления такой политики возрастание совокупного предложения при ограничении спроса способствовало стабилизации цен и преодолению инфляции.

Итак, неоконсервативнаямодель государственного регулирования ориентирована на достижение других приоритетных целей и отдает предпочтение не прямому регулированию, а косвенному, не фискальной политике, а денежно-кредитной. Роль государства остается однозначной в сфере научно- технической политики - на это направление по- прежнему выделялись большие деньги.

Подводя итоги функционирования неоконсервативной модели на практике, следует отметить, что в ряде случаев она оказалась своевременной, адекватной ситуации и эффективной: инфляция была подавлена, осуществилась структурная перестройка экономики, наметился устойчивый экономический рост, т.е. поставленные цели были достигнуты. В то же время неоконсерватизм привел к обострению проблем безработицы, уровня жизни и социальной защиты населения, усилилась социальная дифференциация в обществе - всему тому, что ранее было под бдительным контролем государства. Потенциально это рассматривается в качестве основы для будущего поворота в сторону кейнсианских традиций.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие заметки >>>

Теоретические и практические аспекты эффективности чисто-конкурентных фирм и неэффективность монополий
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограниче ...

Финансовые реформы С.Ю. Витте
Граф Сергей Юльевич Витте вошёл в историю нашей страны как человек решительной воли, выдающийся организатор, как один из самых крупных российских политиков XIX - XX вв., способ ...

Все права защищены www.econclub.ru