Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Государство и экономика. Проблемы взаимодействия

В конце 19 - начале 20 в. капитализм вступил в качественно новый этап своего развития. Обнаружилось, что свободная конкуренция и рынок сами по себе отнюдь не являются саморегулирующимся механизмом, что решая одни проблемы, они порождают множество других, не менее сложных и трудно разрешимых. В условиях появления крупных корпораций, подчинивших своей власти экономику и бесцеремонно нарушавших принципы свободной конкуренции, если они не отвечали их интересам, стала очевидна необходимость участия государства в регулировании экономической жизни.

Но вопрос в том, насколько важной должна быть роль государства в экономике. Государство может ограничиваться лишь регулированием экономики, то есть контролированием законодательства, собиранием пошлин, управлением бюджетом, обеспечением социальными гарантиями нуждающихся; или же оно может выступать в качестве активного игрока на рынке, превращаясь в главного капиталиста в стране.

Для того чтобы определить полезность вмешательства в экономику государством, стоит выделить основные функции, которые выполняет это вмешательство.

Чаще всего в качестве основных функций государства в экономике определяют функции регулирования, эффективности и справедливости.

Функция регулирования заключается в том, что государство регулирует экономику посредством снижения/ повышения ставок налогов на прибыль, посредством иных налоговых манипуляций.

Функция эффективности исходит из того, что государство, так или иначе, является экономическим субъектом. Естественно, что всякий экономический субъект действует, сопоставляя результат и затраты собственной деятельности. Государство не является исключением. Проблемы в определении издержек не существует, так как госрасходы определяются национальной статистикой. Определить же результат деятельности государства намного сложнее. Это возможно сделать только косвенным путем, определив, существует ли социальная стабильность в обществе или нет, имеются ли у экономических субъектов возможности реализации собственных экономических интересов или нет.

Рассуждая о выполнении государством функции эффективности, стоит выделить, что оно, конечно же, имеет и собственные интересы, которые могут взять верх над интересами общества. Тогда государство превращается в своего рода “кормушку” для приближенных к нему экономических субъектов и реализация функции эффективности становится сомнительной, даже при социально-политической стабильности в обществе. И это, конечно же, существенный минус.

Ну и наконец, функция справедливости, которая заключается в помощи определенным категориям людей, которые не могут быть столь же эффективными в хозяйственной деятельности как все остальные члены общества. К таким категориям относятся дети, старики, беременные женщины, инвалиды.

Выполнение государством этих трех функций связано с теми методами, которые использует государство. Выделяют прямые и косвенные методы воздействия государства на экономические процессы.

Прямое воздействие осуществляется через законодательства, а также сюда относят управление предприятиями, принадлежащими государству или со значительным государственным участием.

Этот метод воздействия стоит рассмотреть подробно.

Государственная собственность играет важную роль в любой национальной экономике. Стоит отметить, что объектами госсобственности в большинстве случаев становятся отрасли народного хозяйства, где норма прибыли не очень высока. Эти важные секторы хозяйства перестают быть интересными монополистическим капиталам, потому как прибыль в них невысокая.

Госкапитал в состоянии осуществлять собственное воспроизводство и при достаточно низкой прибыли, и при явных убытках (за счет перераспределения ресурсов бюджета).

Вследствие этого эти секторы экономки вновь становятся привлекательными в глазах частного капитала.

Государство и частный капитал вступают в экономические отношения в виде приватизации и национализации.

Сделки подобного рода являются частыми и могут быть вполне эффективными, если принимают эквивалентный характер (то есть, государство не национализирует все частные производства, и не продает все государственные).

Другим примером прямого воздействия является государственный заказ. Он отличается от обычной сделки тем, что заказчик (государство) дает все гарантии того, что созданный им товар будет реализован и оплачен (чаще всего по завышенным ценам).

Далее идут косвенные методы воздействия на экономику.

Основными способами косвенного регулирования являются фискальная и денежная политики.

Фискальная политика заключается в том, что государство для достижения целей использует такие инструменты как: государственные расходы, дефицит государственного бюджета, государственный долг, трансферты, манипулирование налоговыми ставками.

Денежная политика - такой способ воздействия на национальную экономику, когда для достижения целей государство (в лице Центрального Банка, не зависимого от правительства) использует следующие инструменты: манипулирование количеством денег в национальной экономике и их ценой.

Перейти на страницу: 1 2

Другие заметки >>>

Типы, факторы и модели экономического роста
Проблемам экономического роста в любой стране мира уделяется пристальное внимание, будь то высокоразвитая Япония, пытающаяся осуществить наиболее полно свои широкомасштабные пр ...

Теория государственного капитализма современные аспекты
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных аспектов государственного капитализма в России, определение значимости государственного вмешательства в экономику, ...

Все права защищены www.econclub.ru