Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Государство и экономика. Проблемы взаимодействия

В конце 19 - начале 20 в. капитализм вступил в качественно новый этап своего развития. Обнаружилось, что свободная конкуренция и рынок сами по себе отнюдь не являются саморегулирующимся механизмом, что решая одни проблемы, они порождают множество других, не менее сложных и трудно разрешимых. В условиях появления крупных корпораций, подчинивших своей власти экономику и бесцеремонно нарушавших принципы свободной конкуренции, если они не отвечали их интересам, стала очевидна необходимость участия государства в регулировании экономической жизни.

Но вопрос в том, насколько важной должна быть роль государства в экономике. Государство может ограничиваться лишь регулированием экономики, то есть контролированием законодательства, собиранием пошлин, управлением бюджетом, обеспечением социальными гарантиями нуждающихся; или же оно может выступать в качестве активного игрока на рынке, превращаясь в главного капиталиста в стране.

Для того чтобы определить полезность вмешательства в экономику государством, стоит выделить основные функции, которые выполняет это вмешательство.

Чаще всего в качестве основных функций государства в экономике определяют функции регулирования, эффективности и справедливости.

Функция регулирования заключается в том, что государство регулирует экономику посредством снижения/ повышения ставок налогов на прибыль, посредством иных налоговых манипуляций.

Функция эффективности исходит из того, что государство, так или иначе, является экономическим субъектом. Естественно, что всякий экономический субъект действует, сопоставляя результат и затраты собственной деятельности. Государство не является исключением. Проблемы в определении издержек не существует, так как госрасходы определяются национальной статистикой. Определить же результат деятельности государства намного сложнее. Это возможно сделать только косвенным путем, определив, существует ли социальная стабильность в обществе или нет, имеются ли у экономических субъектов возможности реализации собственных экономических интересов или нет.

Рассуждая о выполнении государством функции эффективности, стоит выделить, что оно, конечно же, имеет и собственные интересы, которые могут взять верх над интересами общества. Тогда государство превращается в своего рода “кормушку” для приближенных к нему экономических субъектов и реализация функции эффективности становится сомнительной, даже при социально-политической стабильности в обществе. И это, конечно же, существенный минус.

Ну и наконец, функция справедливости, которая заключается в помощи определенным категориям людей, которые не могут быть столь же эффективными в хозяйственной деятельности как все остальные члены общества. К таким категориям относятся дети, старики, беременные женщины, инвалиды.

Выполнение государством этих трех функций связано с теми методами, которые использует государство. Выделяют прямые и косвенные методы воздействия государства на экономические процессы.

Прямое воздействие осуществляется через законодательства, а также сюда относят управление предприятиями, принадлежащими государству или со значительным государственным участием.

Этот метод воздействия стоит рассмотреть подробно.

Государственная собственность играет важную роль в любой национальной экономике. Стоит отметить, что объектами госсобственности в большинстве случаев становятся отрасли народного хозяйства, где норма прибыли не очень высока. Эти важные секторы хозяйства перестают быть интересными монополистическим капиталам, потому как прибыль в них невысокая.

Госкапитал в состоянии осуществлять собственное воспроизводство и при достаточно низкой прибыли, и при явных убытках (за счет перераспределения ресурсов бюджета).

Вследствие этого эти секторы экономки вновь становятся привлекательными в глазах частного капитала.

Государство и частный капитал вступают в экономические отношения в виде приватизации и национализации.

Сделки подобного рода являются частыми и могут быть вполне эффективными, если принимают эквивалентный характер (то есть, государство не национализирует все частные производства, и не продает все государственные).

Другим примером прямого воздействия является государственный заказ. Он отличается от обычной сделки тем, что заказчик (государство) дает все гарантии того, что созданный им товар будет реализован и оплачен (чаще всего по завышенным ценам).

Далее идут косвенные методы воздействия на экономику.

Основными способами косвенного регулирования являются фискальная и денежная политики.

Фискальная политика заключается в том, что государство для достижения целей использует такие инструменты как: государственные расходы, дефицит государственного бюджета, государственный долг, трансферты, манипулирование налоговыми ставками.

Денежная политика - такой способ воздействия на национальную экономику, когда для достижения целей государство (в лице Центрального Банка, не зависимого от правительства) использует следующие инструменты: манипулирование количеством денег в национальной экономике и их ценой.

Перейти на страницу: 1 2

Другие заметки >>>

Технико-экономическое обоснование проектирования зоны ТО-1 АТП г. Мурманска
Важность автотранспорта, как элемента производственной инфраструктуры экономики Российской Федерации определяется тем, что им производится более 80% перевозок всех грузов и без ...

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия энергетики
Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм в такие жесткие экономические условия, которые объективно обусловливают пров ...

Все права защищены www.econclub.ru