Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Прогрессирующая дематериализация экономического пространства

Новая парадигма экономического развития, методологические принципы которой мы стремимся обосновать, - это составляющая теории прогрессирующей дематериализации экономического пространства.

Речь идет не о механическом отрицании (по чьему-то проекту) экономики в ее каноническом, то есть исключительно материальном контексте. Суть проблемы состоит в другом: соответствующая экономика переросла себя; она достигла (в своей потенции) такого уровня совершенства, когда теряется смысл ее дальнейшего развития на существующей основе. Это сказывается на трансформационных процессах: экономика перестает понимать саму себя - деформируются ее информационная и рефлексивная функции, принципы равновесия, рациональные начала.

Как результат, растет значимость субъективных основ экономики, прогрессирует гуманизация экономического пространства, в конце концов, формируется новый тип экономической реальности -

антропосоциоцентристская экономика,

в которой социальное и экономическое пространства не просто обусловливают друг друга, но и представляют собой неделимую системообразующую целостность. Новый генотип экономического развития мы связываем со становлением именно такой парадигмы экономики, экономики, которая размещается "по ту сторону собственно материального производства" (К. Маркс). Экономическая теория столкнулась с системной неаргументированностью, прежде всего, этих, фундаментальных по своей методологической нагрузке, процессов.

Речь идет не только о расширении трактовки параметров экономического пространства, но и о новых акцентах в определениях его результативности. Для антропосоциоцентристской экономики интерес представляет не столько чисто экономическая (в канонической определенности), сколько социально-экономическая эффективность, социально-экономическая открытость и равновесие, последовательная гуманистическая (человекоутверждающая) направленность.

В этой системе координат регулирующую функцию приобретают морально-этические детерминанты, реализующие себя как неформальные регуляторы, то есть мы говорим о своеобразном "масштабе моральных оценок", которые в системе социально-экономических отношений выступают в качестве "регуляторной идеи", конкретизирующей границы возможного и невозможного в экономике.

Конечно, не существует и не может существовать общего для всех времен и народов определения сути морально-этических приоритетов, которым должна подчиняться экономика. В соответствии с христианскими ценностями, С. Булгаков выделял морально-этические доминанты, которые позиционировал, прежде всего, как гарантии свободного развития человека. Мы имеем в виду признание за каждой личностью равного и абсолютного достоинства, реализацию в экономической деятельности заповеди любви к ближнему, социальной справедливости и толерантности, требование как можно более полного утверждения прав и свобод личности и т. д.

Соответствующий "масштаб моральных детерминант" был актуален и на предыдущих этапах развития, однако в наши дни, как нас на каждом шагу в этом убеждают общественно-экономические реалии, его значимость на порядок весомее.

Экономическая наука должна найти в себе методологические ресурсы для органичной интеграции в системные определения своего теоретического анализа и очерченных позиций. Это важно с точки зрения не только формирования в обществе экономической культуры и экономического мышления, но и экономической практики, обеспечения действенности экономической политики, динамизма экономического развития, имеющийся потенциал которого в настоящее время во все большей степени ограничивается социальными и морально-этическими факторами роста.

Следует учитывать и то, что система социальных, психологических, моральных и этических отношений намного сложнее, чем чисто экономических. Эта сложность связана с многоцелевой определенностью социального, тогда как экономика в своих канонических обобщениях моносистемна. Наконец, она подчиняет свои детерминанты одноцелевым определениям - получению "большего за меньшее". В этом смысле доминантность социального (в его широком контексте) - это путь не упрощения (как может показаться на первый взгляд), а существенного усложнения всей системы общественных, в том числе экономических, отношений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие заметки >>>

Характеристика деятельности глиноземного цеха
Объектом прохождения практики является глиноземный цех ОАО «БАЗ-СУАЛ». Целью второй производственной (экономической) практики является закрепление, расширение, углубление и ...

Труд и заработная плата
В наше время растет интерес к рынку труда со стороны широких слоев общественности, хозяйственных и государственных органов, различных учреждений, имеющих прямое и косвенное от ...

Все права защищены www.econclub.ru