Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Развитие как творческий процесс

Мы настаиваем на антропосоциоцентристской специфике данной парадигмы, на том, что концептуальной основой ее характеристик является принципиальное уточнение места человека в экономике, его определение как реального центра, начала и непосредственной цели экономического процесса, его субъекта и одновременно объекта. Отображением такого сочетания цели и функции является обусловленная всем ходом общественно-цивилизационного прогресса растущая самодостаточность людей, принципиально новые параметры свободы выбора, возможности углубления которых в пределах канонической экономики в значительной мере исчерпаны. В новой системе отношений человек перестает быть частичкой экономики и превращается лишь в ее функциональный "кирпичик". Экономика же, наоборот, становится тем, чем в действительности является констатирующий ее человек. Такая экономика перестает быть гомогенно унифицированной, ее доминирующим началом есть ориентированные на человека горизонтальные связи, гетерогенность. В настоящее время это уже не лозунг, а реальность, с которой нельзя не считаться. Как засвидетельствовал проходивший в этом году форум в Давосе, мировая политическая и экономическая элита начинает все больше осознавать данную истину.

Важно понять и то, что отмеченный вектор эволюции не сужает, а, наоборот, расширяет энергетический потенциал экономики. Все более понятным становится то, что энергетический потенциал системно унифицированной экономики фактически достиг предела своих возможностей. Новые пласты незадействованной энергетики человека размещаются не в плоскости нового цикла системной интеграции и унификации, как на этом продолжают настаивать отдельные политики и ученые, а на противоположном фланге - в бескрайних просторах индивидуального, в сфере идентификации свободы как олицетворения реальной индивидуальности. В соответствии с этим ослабляется дееспособность крупных экономических формирований, которые обычно позиционировались как "символы" индустриализма. Эпоха доминантности "массивного" остается в прошлом. Как пишет 3. Бауман, "теперь быть меньшим, более легким и более подвижным - это признак совершенства и прогресса".

Рассмотрим эти вопросы более предметно.

Они касаются, прежде всего, нашего толкования понятия "креативная деятельность", которое является более широким по сравнению с обычной трактовкой понятия "репродуктивный труд" и ассоциируется не только с созданием продукта обмена, но и со всем очеловеченным миром, с которым взаимодействует человек и который определяется как "сконструированная человеком реальность". "Креативность, - писал в этом контексте И. Пригожий, - есть способ нашего участия в этой конструкции". В данном смысле креативность всегда инновационна, ее доминирующим началом является творчество. Мы говорим о творчестве как о "пути к самому себе", как об одном из определяющих атрибутов самоутверждения личности, реализации собственного "Я". Отсюда наши оценки креативности не только как способности к творчеству, не только как "непрерывно возобновляющееся творчество" (А. Бергсон), но и как основного поля для самореализации творческого потенциала человека, внутренней потребности личности в творчестве.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие заметки >>>

Характер и динамика экономического развития страны
Одно из направлений макроэкономического анализа - проблема экономического роста. Обеспечение стабильного экономического роста в национальной экономике - наиболее сложный вопро ...

Функции сбережений и инвестиций в рыночной экономике
Данная работа посвящена функциям сбережений и инвестиций в рыночной экономике. Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие специалисты с ...

Все права защищены www.econclub.ru