Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Сущность основных компонентов устойчивого развития регионов

Уровень и качество жизни людей, которые определяются множеством различных показателей, которые обычно классифицируются в отдельные группы социальных нормативов. Например:

• доходы и расходы;

• социальное обеспечение;

• потребление материальных благ и платных услуг;

• жилищно-коммунальные условия жизни;

• развитие торговли, общественного питания, индустрии отдыха;

• рабочее, внерабочее и свободное время;

• организация и условия труда;

• транспорт и связь;

• состояние и охрана окружающей среды и др.

Их высокий уровень и стабильный рост составляют основное условие устойчивого развития. Практическая реализация такого требования во многом зависит от проводимой в стране и каждом регионе социальной политики. До 90-х годов (а во многом и сегодня) социальная политика представляла набор разовых, централизованно проводимых мер по повышению уровня жизни отдельных слоев населения. Практически она сводилась к одной форме: материальной поддержке населения через различные каналы - прямые и косвенные дотации на продукты питания, товары для детей и престарелых, на жилье, образование, здравоохранение, культурно-оздоровительные мероприятия. Многие социальные гарантии носили декларативный характер, а установка на всеобщность труда нередко шла вразрез с его эффективностью и потребностями. Социальные программы в основном учитывали интересы городского населения, а сельские жители ущемлялись и во многих случаях игнорировались.

Основы построения социальной политики, ее важнейшие элементы и механизмы функционирования были сориентированы преимущественно на централизованные государственные меры, устаревшие способы формирования и использования общественных фондов потребления, консервативное законодательство о труде. Удовлетворение важнейших социальных потребностей в жилье, образовании, здравоохранении, подготовке к труду исключительно за счет общественных фондов потребления не создавало условий для увеличения доходов домашних хозяйств. Это ставило государство перед необходимостью проводить политику, сдерживающую рост всех видов доходов населения. Отсюда - сохранение низкой цены труда, практика компенсации работнику через зарплату издержек только на текущие затраты (питание, одежду, обувь, жилье). В итоге снижались стимулы к высокопроизводительному труду, инициативе, предприимчивости. Низкая заработная плата делала экономически невыгодным научно-технический прогресс, замену ручного труда машинным, улучшение производственной среды.

Законодательство о труде предусматривало искусственное поддержание полной занятости и не давало материальной поддержки безработным. Уравнительное распределение и активное использование общественных фондов потребления позволяло многим работникам получать заработную плату не по результатам труда, а только за присутствие на работе. Централизованно проводимая государственная социальная политика как по характеру мер, так и по источникам финансирования, по существу, делала принцип зарабатываемости доходов и благ декларативным и лозунговым, не обеспечивающим необходимый качественный уровень общественного обслуживания в области здравоохранения, образования, дошкольного воспитания.

Такая социальная политика недостаточно учитывала конкретные интересы различных социальных групп населения - молодежи, инвалидов, детей, многодетных семей, женщин и т.д. Безадресность, бессистемность и некомплексный ее характер в совокупности с бюджетным остаточным принципом финансирования привели к целому ряду диспропорций и перекосов в социальной сфере. В целом ухудшилось материальное положение работников с фиксированным уровнем доходов - учителей, врачей, научных, инженерно-технических работников, управленческого звена, работников культуры. Возникли диспропорции между заработной платой руководителей, менеджеров и подчиненных. Длительное время не менялись должностные оклады руководителей, упал престиж высококвалифицированного труда. Заработная плата неквалифицированных работников росла быстрее, чем квалифицированных, и намного быстрее, чем высококвалифицированных. Весьма актуальным стал вопрос о пересмотре сути и механизмов социальной политики. То есть устойчивое развитие уровня и качества жизни не было достигнуто, а, скорее, наблюдался обратный процесс - их снижение.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие заметки >>>

Фискальная политика государства
Фискальная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расход ...

Технико-экономические показатели потребления электроэнергии промышленным предприятием
Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курса, а также получение практических навыков расчёта себестоимости потребления электро ...

Все права защищены www.econclub.ru