Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Максимизация прибыли

Дуополия господство на рынке двух продавцов. Дуополия частный простейший случай олигополии. В условиях несовершенной конкуренции имеет место квазимонополия.

Квазимонополия (буквально: как бы монополия) лидерство в установлении объема производства или цен. Крупный производитель, меняя объемы производства, устанавливает такую цену, которая обеспечивает ему максимум прибыли. За ним как бы закрепляется роль лидера в установлении цен. Мелкие же производители не могут повлиять на цену из-за чрезвычайно малого объема выпуска продукции и воспринимают ее как заданную извне.

Когда на рынке действует только одна фирма, очень маловероятно, что она будет считать рыночную цену заданной. Вместо этого монополия признает свое влияние на рыночную цену и будет выбирать такой уровень цены и объем выпуска, которые максимизировали бы ее совокупную прибыль.

Конечно, она не может выбирать цену и выпуск независимо одно от другого: при каждой заданной цене монополия сможет продать лишь столько выпуска, сколько сможет поглотить рынок. Если она выберет высокую цену, то сможет продать лишь небольшое количество товара. Выбор цены и объема выпуска монополистом ограничен поведением потребителей в отношении спроса.

Можно представлять себе монополиста выбирающим цену и предоставляющим потребителям возможность выбора количества товара, которое они хотят купить по данной цене, а можно думать, что монополист выбирает предлагаемое им количество товара, позволяя потребителям решить, какую цену они готовы за него заплатить. Первый подход, возможно, выглядит более естественным, однако второй оказывается более удобным для анализа. Разумеется, при корректном использовании оба подхода эквивалентны [7, c. 157].

Начнем с изучения стоящей перед монополистом задачи максимизации прибыли. Обозначим обратную кривую рыночного спроса через p(y), а функцию издержек через c(y). Пусть r(y) = p(y)y - функция общего спроса монополиста. Тогда задача максимизации прибыли для монополиста принимает вид

r(y) - c(y) (2.1)

Условие оптимума для этой задачи очевидно: в точке оптимального выбора объема выпуска предельный доход должен равняться предельным издержкам. Если бы предельный доход был меньше предельных издержек, фирме выгодно было бы уменьшить выпуск, поскольку экономия на издержках более чем компенсировала бы потерю дохода. Если бы предельный доход был больше предельных издержек, фирме выгодно было бы увеличить выпуск. Единственная точка, в которой у фирмы нет стимула менять объем выпуска, - это точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам.

Алгебраически условие оптимизации можно записать как

= MC или (2.2)

То же самое условие MR = MC должно соблюдаться и в случае конкурентной фирмы; в этом случае предельный доход равен цене, и данное условие превращается в условие равенства цены предельным издержкам [7, c.159].

В случае монополиста член данного равенства, выражающий предельный доход, выглядит несколько сложнее. Если монополист решает увеличить выпуск на Dy, это оказывает на прибыль двоякое воздействие. Во-первых, он продает больший выпуск и получает от этого доход в размере pDy. Во-вторых, однако, монополист сбивает цену на величину Dp и выручает эту меньшую цену за весь продававшийся им объем выпуска.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие заметки >>>

Управление развитием национальной экономики
Тема курсовой работы «Управление развитием национальной экономики» по дисциплине «Управление экономикой». Мировые социально-экономические процессы с начала XXI в. находятся ...

Теоретические основы функционирования регионов
Теоретические аспекты принципов и компонентов устойчивого развития регионов ...

Все права защищены www.econclub.ru