Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Основные направления развития антитеневой политики государства

Возможности развития теневого сектора и коррупции формируются только в ситуации информационной закрытости общества, следовательно, ее преодоление - это серьезный шаг широко декларируемой борьбе с теневой экономикой.

Положительные аспекты вовлечения информационных технологий в механизм антитеневой деятельности и экономической безопасности демонстрирует пример стран Западной Европы и США, относящиеся к странам с наименьшей долей теневого сектора экономики. В работе правоохранительных органов этих государств большую роль играют информационно-аналитические технологии, создание и анализ банков данных, содержащих объемную информацию о совершенных правонарушениях, операциях теневых субъектов, наиболее часто встречающихся рисках экономической деятельности. В США, Франции, Великобритании, Австралии действуют методики мониторинга и пресечения операций по легализации доходов, полученных незаконным путем, разработанные специализированными структурами. На базе электронно-вычислительной техники осуществляется систематический сбор и анализ информации, соединяются различные, на первый взгляд разрозненные факты, на основе которых формируется доказательная база по конкретным делам теневых субъектов. С помощью специфического программного обеспечения появляется возможность реализовать на практике метод «свободной выборки текста», метод CAFS (Contents Addressable File Store), основанный на контент-анализе, методы «розыскной корреляции» (Fahn-dungsabgleich), «сетевого выявления», «растрового поиска» (Ermittlungsraster). С помощью данных методов исследуются данные, собранные различными государственными и частными структурами, осуществляется выход на интересующие объекты, моделируются ситуации и прогнозируется поведение теневых субъектов. При использовании перечисленных методов в механизм обеспечения экономической безопасности и борьбу с теневой экономикой вовлекаются не только финансовые, налоговые службы, но и пограничные, таможенные органы, полицейские структуры и спецслужбы5.

По мнению специалистов, занимающихся разработкой и внедрением программы «Электронная Россия», реализация которой рассчитана до 2011 г., в России сформированы достаточно благоприятные условия для совершенствования системы государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти. Однако, возникает проблема, требующая незамедлительного решения - это проблема безопасности государственных информационных систем и ресурсов, их целостности и конфиденциальности. Таким образом, механизм обеспечения экономической безопасности должен характеризоваться комплексностью и не только учитывать теневую составляющую общественных отношений, но и поддерживать качество используемых методов и технологий - в частности, информационных. Формирование на его основе партнерства в модели взаимодействия «государство-общество», основанного на силе гражданского общества и подконтрольности власти с одной стороны, и повышение деловых и нравственных качеств государственных служащих с другой стороны, предельно транспарентной системы обмена информацией, позволит консолидировать усилия по борьбе и с теневым сектором экономики, и с «теневым» государственным управлением тем более, что качественные шаги в этом направлении уже сделаны.

Реализация вышеуказанных направлений государственной антитеневой политики в комплексе позволит повысить устойчивость экономической среды к негативному воздействию недобросовестных экономических субъектов. Напротив, локализация мероприятий, отсутствие их систематизации и взаимопроникновения существенно снизит эффективность воздействия на теневой сектор и будет способствовать формированию новых предпосылок теневизации. В случае их низкой эффективности будут формироваться новые предпосылки роста теневого сектора, усложняющего в процессе развития свою сущность и структуру, органично проникающего во все сферы хозяйственной жизни общества и деформируя традиционную концепцию рыночных отношений.

Заключение

Особо опасным фактором дестабилизации национальной экономики и роста масштабов теневого сектора является формирование крупных криминальных структур на международном уровне и их индустриализация. Незаконное производство наркотических средств, оружия, контрафактной продукции осуществляется по хорошо налаженной схеме. При этом происходит концентрация, специализация теневых структур, укрупнение производственных мощностей, характер теневых отношений их эпизодического, случайного, постепенно превращается в периодический, систематический. Зачастую различные виды теневой деятельности переплетаются, например, в случае контрабандного перемещения контрафактной продукции. Таким образом, имеет место двойное нарушение правовых норм и наносит не только ущерб имиджу качественных товаров, но и затрудняется сбыт легальных массовых изделий из-за демпинговых цен на фальсификаты. На Российском рынке контрафактная продукция составляет 35% общего товарооборота.

Перейти на страницу: 1 2

Другие заметки >>>

Фискальная политика государства
Фискальная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расход ...

Управление затратами и их влияние на деятельность предприятия
Затраты организации - это величина ресурсов, использованных в определенных целях, выраженная в деньгах. Для достижения высокой эффективности работы современного предприятия нео ...

Все права защищены www.econclub.ru