Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Макроэкономические приоритеты государственной антитеневой политики

В качестве приоритетных объектов, требующих целенаправленного вмешательства государства, необходимо выделять такие формы теневой экономики, как нелегальная (криминальная) экономика, беловоротничковая (теневое управление) и неофициальная экономика в сфере крупного бизнеса. Мы предлагаем исключить неформальную экономику малого бизнеса из приоритетных направлений лишь потому, что масштабы негативных последствий в этой сфере невелики по отношению к дестабилизирующему воздействию функционирования остальных форм теневой экономики.

Смена командно-административной экономической системы, господствовавшей в СССР, на рыночную сопровождалась трансформацией отношений собственности. Массовая приватизация государственного имущества главной целью преследовала формирование класса эффективных собственников. На деле же произошла легализация ранее проведенного процесса распределения благ, тем более, что фактическое начало данного процесса связывают с созданием кооперативов при государственных промышленных предприятиях, осуществленного до начала приватизационного периода. В рекордно короткие сроки российской приватизации без необходимой оценки государственного имущества и по заниженным ценам осуществлено разгосударствление собственности. Исследователи называют ее самой крупной аферой ХХ столетия. Первый этап приватизации - ваучерный предлагался как решение проблемы отсутствия достаточных денежных средств у населения для участия в приватизационном процессе. И здесь существенный вклад в дальнейшее разорение населения внесли крупные финансовые компании-пирамиды, изъявшие из оборота десятки триллионов рублей. Многие другие факты свидетельствует о грабительском по отношению к населению характере реформационных процессов. Сформировалась прослойка общества, состоящая из предпринимателей, сумевших сконцентрировать теневой капитал в сложившейся ситуации нестабильного и поверхностного законодательства, имевших финансовые и личностные возможности заключить негласную договоренность с представителями власти, и чиновничества. Данные взаимоотношения реализовывались по теневым схемам, преследовали целью максимизацию выгоды от имеющихся в распоряжении ресурсов, каковыми являлись блага, обладание которыми должно находиться в равном доступе для всех субъектов формирующейся рыночной экономики. Это не только массовая скупка ваучеров компаниями, впоследствии «разорившимися», продажа государством акций крупнейших предприятий в обмен на чеки, сконцентрированные в руках спекулянтов, что привело к обесцениванию акций и дальнейшему развитию спекулятивных операций при их перепродаже по рыночной стоимости. Это также масштабный вывоз природных ресурсов за пределы страны, так называемое «рентоориентированное поведение». По оценкам экспертов, на ренту приходится порядка 70% объема национального дохода, что детерминирует причину рентной борьбы за доступ к ресурсно-сырьевой базе. Первенство в этой борьбе отводится структурам, представляющим собой симбиоз власти и криминала, как наиболее «финансово-устойчивым» субъектам российской экономики. Несомненно, это является отчасти следствием активизации «голландской болезни», поразившей национальную экономику (высокий уровень зависимости экономики страны от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, от экспорта сырья). Дальнейшее развитие экономических реформ, не отвечающих требованиям трансформационного периода российского общества, привело к формированию неадаптивной экономико-правовой системе. Ее особенностями стали жесткая, фискально-сдерживающая налоговая система, неэффективная законодательная база, способствующая активизации коррупционного «рэкета» и дифференциации видов теневой экономической деятельности, слабый правовой контроль за действиями хозяйствующих субъектов, приведший к росту возможностей отмывания теневых капиталов и перекачке их в оффшоры, налогоуклонения и пр. Помимо перечисленного, можно выделить формирование лояльного отношения населения к теневой сфере, выражающегося в ее «популяризации». Теневая экономика рассматривается предпринимателями как бизнес с более высокой текущей доходностью по сравнению с законной деятельностью. По мере роста экономической и политической грамотности населения, умения правильно оценивать происходящие в стране изменения, снижается доверие к государству как гаранту прав и свобод человека.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие заметки >>>

Характеристика депрессивного региона
Актуальность темы исследования Регионы Российской Федерации отличаются большим разнообразием географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуа ...

Управление экономической эффективностью оценка и принятие решения
Любая хозяйственная деятельность предполагает постоянное соизмерение результатов и затрат, а также определение наиболее эффективного варианта действий. Данное положение вещей я ...

Все права защищены www.econclub.ru