Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Макроэкономические приоритеты государственной антитеневой политики

Основными предпосылками роста масштабов теневой экономики является обострение основных макроэкономических проблем: проблема занятости, инфляция, глобализация, экономический рост и пр. Решение этих проблем является прерогативой государства. Эффективность государственной макроэкономической политики зависит от наличия сильной политической воли, авторитета власти, активной гражданской позиции населения. Высокий уровень коррупции в стране нивелирует возможности роста экономического благосостояния населения, укрепления позиций на мировом рынке, повышения инвестиционной привлекательности, прежде всего, за счет роста инновационного потенциала. Изучение сравнительно короткого исторического периода развития теневой экономики позволяет сделать акцент на коррупции, как основном факторе снижения эффективности макроэкономического развития и роста масштабов теневого сектора. Выход из сложившейся ситуации возможен путем консолидации усилий общества по борьбе с «теневым» государственным управлением, конкретизации мероприятий, формированием предельно транспарентной системы обмена информацией, тем более, что качественные шаги в этом направлении уже сделаны. Однако, существует множество нерешенных проблем в данном направлении, что связано с недостаточной эффективностью государственной макроэкономической политики, нечеткость расстановки приоритетов и формирования механизмов их реализации.

Реформационный период, длящийся в стране последние 20 лет, привел не только к изменениям хозяйственного уклада, но и к трансформации проблем социально-экономического характера. Современному российскому государству предстоит решить сложнейшую задачу - преодоление кризиса, им же детерминированного. Это, прежде всего, кризис, характерный для пореформенного периода в любой стране, связанный со сложностями реорганизации отношений собственности и приспособления к новым условиям предпринимательства, снижением объема ВВП вследствие спада производства, «ломкой стереотипов» у населения и пр. Однако, данные проблемы не являются непреодолимыми и представляют некую закономерность развития экономики. Особый интерес (как для ретроспективного анализа, так и для прогнозирования возможного развития) представляют иные задачи государства, требующие незамедлительного проведения конкретных действий. Это задачи, связанные со становлением социально-деструктивного типа государственного управления в России, транслирующегося во все управленческие структуры и формирующего предпосылки теневизации общества. Безусловно, данное высказывание достаточно резко, но существует множество аргументов в его защиту. Сегодня современное состояние российской экономики по-разному оценивается учеными, исследователями, практиками, населением. Их различие обусловлено приверженностью к той или иной социально-политической структуре, обеспеченностью информацией для анализа и ее достоверностью, степенью зависимости частных интересов от критикуемого объекта, уровнем гражданской активности и т.д. В данной ситуации объективно оценить роль и значение государства в борьбе с теневой экономикой позволяют сведения о причинах роста ее масштабов и макроэкономических последствиях.

Государство является активным функционером экономики не только при командно-административной экономической системе, но и в условиях рынка.

Экономика промышленно развитых стран представляет собой смешанный тип, в котором значительная роль отводится координирующему воздействию государства. Принцип «lassez faire» характерен лишь для идеальной модели рынка и его практическая реализация ведет к снижению управляемости хозяйственной сферой. Буквальное понимание невмешательства государства априори ведет к отрицанию населением законодательных норм, правил, непризнания значимости общественных интересов, нежеланию отождествлять себя со своей страной.

Примером этому служит современная российская экономика, в которой власть теневых субъектов предстала особой альтернативой государству, излишне самоустранившемуся от управления экономикой, предварительно не создав нормативно-правовой основы для эффективного функционирования механизма рыночного саморегулирования. Курс «в рынок» был продекларирован без необходимой масштабной теоретической подготовки населения, не говоря уже об эффективных практических механизмах его реализации. Большинство исследователей сходятся во мнении относительно мнения о стремительном росте масштабов теневой экономики в трансформационный период. Например, по мнению, высказанному одним из специалистов в ходе дискуссии о проблемах теневой экономики, проводимой Европейским университетом в Санкт-Петербурге, «объективной причиной стремительного роста теневой экономики России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной». Однако, не сам по себе процесс смены экономической системы спровоцировал активизацию теневых субъектов, а, скорее, его стремительность, не позволившая подготовить экономико-правовую почву изменений. Дезорганизация экономических процессов, экстренное формирование «класса эффективных собственников» в процессе приватизации привели к масштабной теневизации общества. Опираясь на множество исследований, посвященных феномену теневой экономики, предлагающих различные варианты толкования термина, структурирования объекта исследования, мы делаем определенные выводы. Некриминальная и социально не опасная «домашняя экономика» как объект целенаправленного воздействия государства рассматриваться не должна, поскольку является носителем достаточно мощного конструктивного потенциала. Эта форма способствует сглаживанию социальной напряженности, позволяет населению с низким уровнем дохода получать дополнительный заработок (который расходуется на потребительском рынке страны, а не вывозится за рубеж и не оседает в оффшорах»).

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие заметки >>>

Анализ основных тенденций заработной платы Красноярского края
Заработная плата как часть валового национального дохода, поступающая в денежной и натуральной форме в индивидуальное распоряжение наемных работников за работу, выполненную в т ...

Функции государства в рыночной экономике
Государство, как ни когда имеет высокий статус, так как это лицо страны, представляющее свои и интересы общества перед другими странами мира. К понятию государства можно мн ...

Все права защищены www.econclub.ru