Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Виды и последствия инфляции

Инфляцию можно классифицировать по причинам на две большие группы: инфляция спроса и инфляция предложения (издержек).

Инфляция спроса - вызывается увеличением спроса. При этом скорость роста спроса превышает скорость роста предложения. В общем плане инфляция спроса обозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупном предложением. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения.

График 1.2.1. Инфляция спроса.

Инфляция издержек (инфляция предложения) - возникает в результате роста объема издержек, например, за счет сильного роста зарплаты, несоразмерного с ростом производительности труда. Как видно из нижеприведенных графиков, такой неблагоприятный шок предложения ведет к росту цен.

Инфляция издержек может быть изображена графически(график 1.2.2). Смещение кривой совокупного предложения влево (АS1->АS2) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, при возрастании цен (Р1->Р2) сокращается реальный объем производства (Q2 < Q1), или реальный ВНП.

График 1.2.2. Инфляция предложения.

Так же инфляцию можно разделять по трём основным её критериям.

Первым из трех основных критериев инфляции является темп роста цен (изменения цен).

Второй критерий - степень расхождения роста цен по различным группам (соотносительность роста цен по различным товарным группам).

Третий критерий - ожидаемость и предсказуемость инфляции.

Виды инфляции с позиций темпа роста цен (количественные характеристики) бывают следующие:

· умеренная (ползучая), когда цены растут менее 20% в год (стоимость денег практически сохраняется), отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства

· галопирующая - рост цен от 20 до 200% в год (деньги начинают ускоренно материализоваться в товары), контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер

· гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы принимает катастрофические размеры, нарушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.

Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

Чем выше темпы инфляции, тем быстрее люди хотят потратить полученные деньги. Дж.М. Кейнс описывает ситуацию в Австрии после Первой мировой войны, когда люди заказывали сразу два пива, так как цены росли быстрее, чем пиво выдыхалось. Катастрофический характер носила гиперинфляция в Германий в 1922-1923 гг. Минимальный уровень инфляции вначале составлял 50% в месяц, затем цены выросли на 10 000%. Скорость обращения денег увеличилась в пять раз. В ситуации, когда темпы инфляции превышают 20%, заработная плата должна выплачиваться не реже одного раза неделю. В Германии работники настояли на том, чтобы платили заработную плату каждый день, так как деньги полностью обесценивались к концу недели. Экономические последствия трех видов инфляции можно сравнить с итогами стихийных бедствий в сельском хозяйстве. Вред, нанесенный заморозками, несопоставим с последствиями небывалых морозов и тем более наводнениями.

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции:

· сбалансированную. При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными.

· несбалансированную. При несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие заметки >>>

Управление экономической эффективностью оценка и принятие решения
Любая хозяйственная деятельность предполагает постоянное соизмерение результатов и затрат, а также определение наиболее эффективного варианта действий. Данное положение вещей я ...

Ценообразование в рыночных условиях
Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходиться наблюдать или самому участвова ...

Все права защищены www.econclub.ru