Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Товарное производство

В натуральном хозяйстве производились вещи, блага. Благо - это вещь иди услуга, которая удовлетворяет тем или иным человеческим потребностям. Благо может выступать и в форме товара, который производится только при товарном производстве. Товар отличается от блага тем, что он удовлетворяет потребность человека посредством обмена, т. е. через акт купли-продажи.

Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Это свойство иногда определяется как полезность товара.

К. Маркс рассматривал стоимость как общественный труд, овеществленный в товаре. Стоимость носит общественный характер, потому что в ее основе лежит труд, затраченный на производство не вообще вещей, а на производство товаров, предназначенных для обмена. Только при обмене товаров, когда люди вступают между собой в отношения купли-продажи, между товарами устанавливаются отношения как между стоимостями. В этом акте происходит проявление стоимостей, следовательно, стоимость выражает общественные отношения, складывающиеся между людьми при товарном производстве.

Формой проявления стоимости является меновая стоимость, которая представляет собой способность товара обмениваться на другой товар в определенном количественном соотношении. Например, приравнивая пшеницу к железу, К. Маркс полагал, что в этом равенстве существует нечто общее равной величины. Это нечто общее должно существовать еще до обмена, а в процессе обмена оно является основой соизмеримости. Что же является этой основой? Потребительные стоимости не могут выступать в этой роли, так как они качественно разнородны. Один товар имеет одну потребительную стоимость, другой - другую. Если отвлечься от потребительной стоимости товаров, то у них остается одно общее свойство: они являются продуктами труда. На производство того иди иного товара затрачивается общественный труд, и эти затраты общественного труда делают товары однородными, количественно соизмеримыми.

К. Маркс развил теорию трудовой стоимости и показал, что труд товаропронзводителей, заключенный в товаре, выступает, с одной стороны, как конкретный, с другой - как абстрактный труд.

Труд любого товаропроизводителя, расходуемый в особой целесообразной форме, представляет собой конкретный труд, имеющий качественное отличие от другого вида труда. Это либо труд сталевара, либо слесаря, либо какой-то другой вид деятельности, результатом которого выступает определенная потребительная стоимость. Конкретный труд создает потребительную стоимость.

В то же время, если отвлечься от определенного характера производительной деятельности, конкретного труда, то затраты его предстанут как расходование человеческого мозга, мускулов, нервов и т. д. Затраты труда вообще, вне зависимости от его целесообразной формы, создающие стоимость, есть абстрактный труд. Абстрактный труд существует только при товарном производстве, потому что только при нем создаются товар и стоимость, источником которой он выступает. Абстрактный труд, как и стоимость, носит общественный характер. Это связано с тем, что труд вообще выступает в форме абстрактного труда только через отношения людей, связанных с обменом товаров.

Согласно трудовой теории стоимости (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) источником стоимости является труд.

Но существует другая точка зрения.

Теория предельной полезности, которая была разработана представителями австрийской школы К. Менгером, Ф. Визером, Е. Бем-Баверком и другими экономистами, гласит, что в основе цены лежит субъективная оценка покупателя, определяемая предельной полезностью. Предельная полезность - это полезность порции блага, которая удовлетворяет наименее важную потребность. Речь идет о том, что чем больше человек потребляет какого-то блага, тем менее ценным для него становится последняя порция этого блага, потому что по мере потребления все новых порций одного и того же блага рост добавочной полезности уменьшается, хотя общая польза для потребителя возрастает. В основе цены, согласно теории предельной полезности, лежит не общая полезность блага, а предельная полезность, которая, в свою очередь, зависит от интенсивности (важности) индивидуальной потребности и редкости (или объема) этого блага. Чем больше интенсивность (важность) потребности при данном объеме блага, тем выше предельная полезность. С увеличением объема предельная полезность уменьшается, с уменьшением объема - увеличивается.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие заметки >>>

Анализ ключевых отличий между подходами к малой и средней предпринимательской деятельности в России и Европе
В данной статье проводится комплексный анализ ключевых отличий в подходах к предпринимательской деятельности в России и странах Европы (общая среда и инфраструктура, роль государс ...

Анализ оплаты труда и использования фонда заработной платы (на примере ООО Бригантина)
Одним из прав закрепленных Конституцией РФ ст. 37 является право каждого на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законодате ...

Все права защищены www.econclub.ru