Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства.   Все материалы...

Развивающиеся страны

Группа развивающихся стран очень многочисленна и неоднородна по составу. В целом эту группу образуют государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. Среднедушевой ВВП у многих развивающихся стран крайне низок - всего 100-350 долларов в год, в структуре ВВП велика доля первичного сектора, т. е. сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства (более 40%), а во вторичном секторе преобладают отрасли добывающей промышленности.

Помимо относительно низкого уровня развития производительных сил, характерными чертами развивающихся стран являются: отсталость промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, аграрно-сырьевая направленность экспорта, высокая смертность (особенно детская), низкая грамотность.

Вместе с тем в развивающемся мире выделяются страны, отличающиеся от основной группы большим ВВП на душу населения (вполне сопоставимым с развитыми странам), современной структурой экономики, существенно более высоким уровнем жизни, очень высокими темпами экономического развития (даже более высокими, чем по группе развитых стран), К ним относятся Республика Корея (Южная Корея), Тайвань, Гонконг (Сянгань - территория, сохранявшая до середины 1997 г. статус колонии Великобритании, а ныне перешедшая под юрисдикцию КНР), Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Турция, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика. Эти страны, получившие название «новые индустриальные страны» (НИС) или «новые индустриальные экономики» (НИЭ), по уровню социально-экономического развития сильно сократили свое отставание от развитых стран. По этой причине их даже иногда включают в группу развитых стран. По масштабам своей экономики вплотную подошла к ведущим странам мира и Индия. Однако ВВП на душу населения в Индии составляет всего 340 долларов.

Особую подгруппу среди развивающихся стран составляют также государства-экспортеры нефти - ОПЕК (Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия) и ряд других стран-нефтеэкспортеров, не входящих в эту организацию, - Мексика, Эквадор, Бруней, Бахрейн и др. ВВП на душу населения в странах этой подгруппы очень велик - в среднем 10-15 тыс. долларов и более.

Большая часть остальных развивающихся стран относится к подгруппе наименее развитых. Всего к этой категории ООН относит более 50 государств. Это, например, Бангладеш, Мьянма, Непал, Йемен, Камбоджа, Бутан, Лаос, Афганистан - в Азии; Эфиопия, Мали, Сомали, Нигер, Чад, Мозамбик, Танзания - в Африке; Боливия, Сальвадор, Гаити - в Латинской Америке. Страны эти имеют очень низкий среднедушевой ВВП (100-200 долларов в год), чрезмерно узкую (монокультурную) структуру хозяйства. Их экономика находится в существенной зависимости от внешних источников финансирования.

На огромном пространстве развивающегося сектора Латинской Америки, Африки, Азии и Океании возникло множество межгосударственных (интеграционных) объединений - зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов и т. п. Важнейшие среди них: Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу), Центрально-Американский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор), Южноафриканский комитет развития - САДК (Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве), Арабский общий рынок (Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливия, Мавритания, Сирия), Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество - АТЭС (объединяет 21 государство Азиатско-Тихоокеанского региона), Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии - СААРК (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Мальдивы).

Другие заметки >>>

Технико-экономическое обоснование проектирования зоны ТО-1 АТП г. Мурманска
Важность автотранспорта, как элемента производственной инфраструктуры экономики Российской Федерации определяется тем, что им производится более 80% перевозок всех грузов и без ...

Стратегия развития городского округа Город Якутск
Актуальность темы. В составе великой России города конкурируют между собой за финансовые ресурсы, инвестиции, человеческий потенциал. Конкурентоспособность конкретного города ...

Все права защищены www.econclub.ru